Вопреки общепринятому утверждению на свете встречаются женщины умные, красивые и талантливые одновременно. И при этом обаятельные, добрые и целеустремленные. Все это можно в полной мере сказать о Галине Тереховой – живописце, преподавателе, заместителе директора детской художественной школы №2. Так бывает: сложились звезды – и на свет появился человек, который украсил и обогатил собой этот мир. Пишу и представляю: если бы Галина Валентиновна до выхода статьи услышала о себе такое, то очень смутилась бы. Еще и скромная!
На прошлой неделе состоялась творческая встреча с Галиной Тереховой, которая стала своеобразным закрытием ее персональной выставки в выставочном зале на Глинки (Музей минералов).
– Галина Валентиновна, знаю вас несколько лет, но только недавно мне стало известно, что вы живете в Усолье. Не собираетесь становиться ангарчанкой?
– Я живу на два города и уже давно привыкла к ритму поездок. Рабочий день в художественной школе ненормированный, часто приходится оставаться по вечерам или приезжать в школу еще до начала занятий. Для меня это приемлемо. Наверное, когда живешь творчеством, расстояние и время воспринимаются по-иному.
– Расстояние между Усольем и Ангарском – километров 25, пожалуй, не больше. А чем измерить ваш творческий путь в наш город?
– Годами, периодами учебы и работы. Я родилась и выросла в Усолье, там окончила среднюю и художественную школы. Потом поступила в Иркутское художественное училище, затем училась в педуниверситете. После получения диплома вновь вернулась в Усолье в качестве преподавателя живописи, работала в городской художественной школе. Так сложились обстоятельства, что позже я устроилась в школу искусств №4 в Ангарске, где меня заметил и пригласил к себе на должность заместителя директор ХШ №2 Михаил Ивашко. Сейчас работаю под руководством нынешнего директора школы Екатерины Бусыревой.
– Что заставило вас выбрать профессию художника? В истории очень мало примеров того, чтобы женщины добивались на этом поприще поистине значимых высот, в основном известны имена легендарных живописцев-мужчин.
– Вот и меня в свое время близкие отговаривали от поступления в училище искусств. Обычно родные не приветствуют такой выбор своего чада. Одно дело – учиться рисованию в школьные годы, совсем другое – выбирать это в качестве профессии. Папа говорил мне: «Уж лучше бы тогда в журналистику пошла, как старшая сестра (от авт. – Марина Перевалова – главный редактор «Усольской городской газеты»). Но я иного ни тогда, ни сейчас для себя не представляла. А что мужчины порой добиваются большей известности – спорный вопрос. Может быть, потому что они рисуют в основном для публики, а мы – для себя? Кстати, сейчас родители очень поддерживают меня, гордятся достижениями и посещают мои выставки.
– Сегодняшняя выставка «Краски настроения» поражает многообразием художественных техник и жанров. Вы можете себя назвать универсальным художником или у вас есть определенные живописные предпочтения в работе?
– Преподаватель художественной школы обязан быть универсалом, иначе как он может научить детей тому, в чем сам плохо разбирается? На самом деле мне и самой нравится работать с разными техниками и жанрами. Натюрморты, портреты, пейзажи... Акварель, гуашь, графика... Хочется больше времени уделять и рукоделию, например, я бы с удовольствием занялась изготовлением гобеленов. Знаю эту технику еще со времени своей учебы в училище – сложное это дело, но очень интересное!
– Говорят, преподаватели художественных школ часто страдают от того, что из-за напряженного образовательного процесса им не хватает времени для собственного творчества...
– При большом желании время можно найти, например творить вместе с детьми, собственным примером показывая им, как происходит зарождение и воплощение художественного замысла.
– Выставку, которая закрывается на этой неделе, можно по праву назвать дуэтной: на ней представлены ваши авторские работы и картины вашей выпускницы Марии Колесниковой. Невероятно сильные работы! Даже не верится, что их автору исполнилось только 16 лет. Очень перспективная девочка, победитель различных конкурсов. Как воспитать подобное сокровище?
– Да, Маша обладает несомненным художественным талантом. В этом году она окончила девятый класс и собирается поступать в художественное училище. Однако я о многих своих учениках могу сказать то же самое – целеустремленные, увлеченные молодые художники. И они, наравне с картинами, тоже плод моего труда, требующий больших физических, душевных и профессиональных вложений. Преподаватель всегда продолжается в своих учениках, а преподаватель художественной школы должен сделать все возможное, чтобы ученик не просто повторил его, а нашел свой стиль, жанр, путь, выработал авторскую манеру художественного письма и покорял мир своим искусством.
– Коллеги говорят, что вы – творческий двигатель школы. К тому же объединяете коллектив, разрешаете спорные ситуации, берете на себя все, что другим не под силу.
– Спасибо коллегам на добром слове. Я человек творческий, однако должность заместителя директора – административная. Приходится выполнять обязанности, которые далеки от живописи и рукоделия. Сама считаю, что мне для этого немного не хватает жесткости. Сложно учитывать интересы всех и каждого, когда необходимо работать во имя интересов и задач учреждения.
– И последний вопрос: Галина Валентиновна, считаете ли вы себя счастливым человеком?
– Да! У меня совершенно счастливым образом совпадают личные увлечения, стремления и чаяния с профессией, работа приносит радость, рождает планы, вдохновляет на творческие подвиги. Я знаю, что счастье можно не только почувствовать, но и нарисовать.