Из года в год в разных городах появляется информация о том, что какой-то ребенок не совладал со своими переживаниями в период сдачи экзаменов, не смог смириться с тем, что результаты экзамена плохие (относительно тех, что он ждал), и совершил самоубийство. У меня как у психолога и просто матери каждый раз, когда я слышу или читаю такую новость, возникает множество сомнений.
Во-первых, выдвигаемые причины произошедшего. Действительно ли причина – экзамен и его результаты? Суицид, как правило, не ситуативное действие. Конечно, он может быть таковым: в состоянии аффекта человек может совершить самоубийство. Но даже в этом случае воедино сходятся несколько факторов. Это означает, что результаты экзамена могут стать одним из нескольких составляющих «веерa» проблем, толкающих человека к завершению своей жизни. А остальные факторы – это что? Это отношения с родными, с друзьями, самовосприятие человека, его оценка ситуации… К суициду человек может идти не одну неделю, не один месяц. И этот путь сопровождается заметными изменениями в его поведении. Заметными, но только для внимательного и любящего наблюдателя. Хочется верить, что родители – это внимательные и любящие наблюдатели, а еще есть и надежные друзья, корректные педагоги. К сожалению, практика говорит о том, что нередко родители не видят (или не хотят видеть) изменений в поведении своих детей, а если и замечают их, то не придают значения… Например, сын неделю лежит дома, не ходит на занятия, ничего не ест, почти не спит… Но мама считает, что нет повода для обращения к специалистам: «Ничего, перебесится, одумается». Другой ребенок может ходить в школу, но в школьную жизнь не включается: на переменах уединяется, на уроках лежит на парте, дома тоже предпочитает полежать в одиночестве, на свою внешность не обращает внимания, на питание тоже…
К кому нужно обратиться в такой ситуации? Да хотя бы к отзывчивым педагогам, обучающим вашего ребенка, – они подскажут, к какому психологу, психотерапевту, психиатру можно сходить на консультацию. Но у нас, к сожалению, культура работы с психологом развита слабо. Дети думают: раз мне советуют идти к психологу – значит считают психом. Во многих случаях детский суицид в экзаменационный период – это результат невнимания близких. Беду можно остановить, предотвратить, оказав своевременную психологическую (или медико-психологическую, если депрессия затянулась) помощь. Симптоматику депрессивного поведения, стресса, предсуицидального поведения можно найти в Интернете. Есть качественные интернет-ресурсы, посвященные суициду. Этими сайтами может воспользоваться и родитель, и ребенок (кстати, там можно воспользоваться онлайн-консультированием специалистов и просто общаться с людьми, у которых были попытки суицида).
Во-вторых, сомнения мои связаны с тем, что дети в самом деле настолько серьезно переживают экзаменационную горячку. Конечно, у выпускников есть волнение, но… вспоминается финал старого анекдота: «Ну, ужас, но не ужас-ужас-ужас!»
В Ангарске в этом году уделено большое внимание психологической подготовке детей к выпускным экзаменам. Во всех учебных заведениях силами школьных психологов проведены психологические тренинги для выпускников (для девятиклассников тоже) по подготовке к выпускным экзаменам. Кстати, психологи отметили, что дети изначально были настроены более спокойно, чем взрослые (включая педагогов).
Думаю, что взрослые свои страхи (неосознанно, разумеется) приписывают детям. Почему взрослые боятся? В их опыте ЕГЭ не было. Мы сдавали экзамены в другой форме, а то, что знаем о ЕГЭ, – зачастую информация, выдаваемая недобросовестными журналистами. Чаще это страшилки и байки, а не аргументированные содержательные комментарии.
Как психолог могу назвать несколько мифов о ЕГЭ, которые часто звучат в информационном потоке.
Миф 1. Самый надежный способ мотивации учащихся – устрашение. Проще запугать школьника, рассказав, что будет, если он не сдаст, насколько будут сложными вопросы, как их много, как непросто без контакта «глаза в глаза» сдать экзамен…
Миф 2. Жизнь рухнет, если экзамен не будет сдан. Не сдашь – не поступишь, не получишь хорошую профессию… И ради чего в школу ходил, ведь родители надеялись…
Миф 3. Если не заниматься с репетитором – экзамен не сдать. Вопросы слишком сложны, слишком глубоки…
Миф 4. Чужие стены помешают. В незнакомом месте, в окружении неизвестных людей, под прицелом видеокамер забудется все, волнение помешает сосредоточиться…
Каждый из этих мифов – отдельная тема для разговора. Но это всего лишь мифы, то есть неправда. Но они популярны, они завладели сознанием людей, а значит, управляют их поведением. С этим нужно работать. Все проблемы, прежде всего, в нашей голове. Давайте наведем там порядок!
Телефон службы: 639-939 (с 1 июля до 17 августа служба на каникулах).
Елена Иванова,
руководитель муниципальной службы психологического консультирования «Зеркало»