Спортивный, горный, для многодневных туристических поездок в размеренном темпе и экстремальных гонок по пересеченной местности... Велосипед чрезвычайно полезен для здоровья и является экологически чистым видом транспорта. С каждым годом это чудо инженерной мысли, возраст которого насчитывает уже несколько столетий, приобретает в нашей стране все большую популярность. Примером данного утверждения может служить и наш город. Летом уличные витрины крупных ангарских спортмагазинов пополняются свежими моделями двухколесных агрегатов. Велосипедные прилавки пестрят разнообразием лейблов (в основном иностранных), цветов и ценников. От такого широкого спектра предложений у несведущего покупателя порой разъезжаются, пардон, разбегаются не только глаза, но и мысли. Какому же велосипеду стоит отдать предпочтение, чтобы он стал верным, надежным другом, и какие правила необходимо соблюдать начинающему любителю езды с ветерком?
Ангарчанин Алексей Басов – старший продавец в отделе спортивного инвентаря – поделился с читателями «Свечи» несколькими полезными советами по выбору велосипеда.
– Покупая свой первый после детских лет велосипед, вряд ли вы точно знаете, как будете ездить и к какому стилю примкнете, – рассказывает Алексей. – Не нужно сразу стараться купить «самый писк» или супертехнологичный дорогой велосипед. Кроме того, прежде чем отправляться в специализированный магазин, определитесь, как и где вы будете кататься – только по городу, в парках, по пересеченной местности (например, на даче), а может, вы планируете совершать велопоходы? Вся эта информация потребуется консультанту, чтобы предложить вам наиболее подходящую модель.
Цена двухколесного удовольствия, по словам молодого менеджера, в среднем колеблется от 6 до 30 тысяч рублей. Есть машины и за несколько тысяч долларов, но в такие крайности наши люди, как правило, не бросаются.
– Рама – главная деталь, которая определяет класс велосипеда и его предназначение. Начинать выбор следует именно с нее, так как большинство остальных элементов можно впоследствии поменять на новые и «продвинутые». Сейчас основная масса рам среднего класса изготавливается из алюминия. Более легкие, технологичные и, соответственно, дорогие – из титана и карбона (углеволокна). Но гнаться за самой спортивной моделью не стоит, так как вместе с плюсами вы получите и ряд минусов. Например, на такую раму нельзя будет прикрепить сиденье для ребенка – ее прочность просто не рассчитана на подобные нагрузки. Кроме материала, необходимо определиться и с типом велосипеда – например, существуют специальные рамы для женщин, спортивные, для экстремальных видов катания. Важным параметром является размер рамы, напрямую зависящий от вашего роста.
Чтобы узнать, подходит вам высота или нет, встаньте таким образом, чтобы рама проходила у вас между ног – расстояние до нее до тела должно быть не менее 5-7 см. Учитывайте, что, сидя в седле, ногами вы должны доставать до земли, а в крайнем нижнем положении педали нога не должна выпрямляться полностью.
– Следующая важная деталь – амортизаторы, – утверждает Алексей. – Они необходимы для сглаживания колебаний от неровностей дороги. В зависимости от системы амортизации различают велосипеды двух типов – двухподвес и хардтейл. Первые имеют амортизацию как переднего, так и заднего колеса, вторые – только переднего. Если сравнивать двухподвес и хардтейл, первый будет дороже – так что если вы не собираетесь постоянно ездить по бездорожью, вполне достаточно велосипеда только с передним амортизатором.
В заключение продавец-консультант посоветовал обратить внимание на велосипедные тормоза, которые ставятся на переднее и заднее колесо. Различают механические и гидравлические тормоза: первые управляются с помощью тросика, на вторых используются специальные гидролинии – они лучше всего подходят для экстремальных стилей катания. Наиболее оптимальны для новичков-любителей механические тормоза.
– Что еще? Конечно же, дополнительные принадлежности и аксессуары. Необязательные, но нужные: велошлем для безопасности (голова все-таки одна), перчатки, насос, задний фонарь и так далее. А еще будущему велосипедисту очень важно знать Правила дорожного движения, – со всей серьезностью заключил наш собеседник.
К последнему совету всем ангарчанам-велолюбителям настоятельно советует прислушаться старший инспектор по пропаганде ГИБДД Ангарска Валерий Кириллов. По его словам, ситуация с безграмотными велосипедистами на городских улицах сегодня стоит очень остро.
– Первый и основной закон гласит: управлять велосипедом на автодорогах разрешается лицам не моложе 14 лет, так как водитель этого транспортного средства обязан владеть всеми правилами движения на высоком уровне, – говорит инспектор. – В действительности этот закон соблюдают лишь единицы. На проезжих частях Ангарска сплошь и рядом появляются маленькие велосипедисты. Некоторых из них сопровождают родители, но ведь это совсем не означает, что ребенок за рулем велосипеда находится в безопасности.
В соответствии с ПДД велосипеды должны двигаться по специальной дорожке, а при её отсутствии – только по крайней правой полосе проезжей части в один ряд. Допускается движение по обочине. А вот движение по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено, но на практике к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно.
– Водители автомобилей создают немало проблем для велосипедистов. По статистике, именно автолюбители чаще становятся виновниками ДТП с участием двухколесных транспортных средств, – констатирует Валерий Кириллов. – Граждане, находясь за рулем машины, почему-то не воспринимают велосипедистов как полноправных участников движения, редко смотрят в зеркала заднего вида и практически никогда не пропускают велотранспорт на перекрестках.
На уличных пересечениях действуют обычные правила приоритета (п. 13 ПДД и др.). Так, автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить дорогу велосипеду, двигающемуся по главной. На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа. Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо.
У водителей велосипедов тоже есть обязанности. Так, на регулируемых перекрёстках они должны подчиняться сигналам светофоров, уступать дорогу пешеходам. Им не разрешается пересекать дорогу по «зебрам», в этом случае обязательно нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
А теперь спросите себя о том, соблюдаете ли вы все вышеперечисленные правила. Уверена, что о некоторых из них многие вообще слышат впервые. Так что, подобрав себе хороший велосипед с помощью консультаций специалиста и отдав деньги за долгожданную покупку, не спешите испытывать железного скакуна на скорость, а себя на бесстрашие. Лучше последуйте совету инспектора и почитайте Правила дорожного движения – ради собственной безопасности.