Лето – нервная пора для выпускников и их родителей. Куда подать документы? Какую профессию получить, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь, доход, престиж? Увы. Некоторым ангарчанам ни о каком выборе и мечтать не приходится. Сойдет любое место учебы, лишь бы была какая-никакая стипендия и крыша над головой. Причем последнее – самое важное. Ведь тем ребятам, которые вышли во взрослую жизнь из сиротских учреждений, кроме как на учебное заведение, надеяться не на что и не на кого.
Однако, как говорят руководители и социальные педагоги детских домов города, с каждым годом устраивать ребят на учебу все тяжелее.
На прошедшем в мае круглом столе, проводившемся комиссией по делам несовершеннолетних, представитель интерната №7 подняла проблему: все училища в городе получили статус техникумов и теперь имеют право на конкурсный отбор абитуриентов. Для поступления требуется представить аттестат за 9 классов, а также пройти собеседование. Аттестаты поступающих сравнивают. И, естественно, сироты существенно проигрывают по оценкам. Ну а на собеседовании их «валят» уже окончательно – больно уж контингент для техникумов нежеланный. Общежитие предоставлять надо, следить, обеспечивать пособиями, которые задерживает государство... Сплошная головная боль. Куда проще набрать обычных, домашних, детей, которые питаются и ночуют дома, и просто обучать их профессии.
Подтверждает наличие этой проблемы и социальный педагог СРЦН. В этом году устроить ребят в техникумы сложно как никогда. Свою роль сыграл экзамен по математике, который завалили 12 процентов девятиклассников. Каждый девятый ангарчанин окончил неполную среднюю школу со справкой. Среди сирот таких «везунчиков» большинство...
Что теперь делать, руководители сиротских учреждений не знают. Еще зимой велись переговоры с техникумами всей Иркутской области. Мол, возьмите наших детей. Упрашивали, добрые слова о своих воспитанниках говорили... Но результаты экзамена спутали все карты.
Так, к примеру, директор училища №35, с которым была договоренность о приеме ребят из СРЦН, теперь разводит руками и говорит, что все места заняты детьми из коррекционной школы города Иркутска. У них аттестаты, а у ваших, извините, справки.
Некоторые училища отговариваются тем, что не имеют общежитий или мест в них. В СРЦН помнят случай, когда выпускник, поступивший в одно из училищ города, целый год жил в центре – ждал, пока освободится место в общежитии, и ездил на занятия. Да, такое пребывание незаконно. Но ведь ребенка, в которого вложил душу и силы, просто так на улицу не выбросишь...
Интересна практика училищ (простите, техникумов) и в отношении проживания во время летних каникул. Общежития на июль и август просто закрывают. И всех жильцов отправляют по домам. А как быть тем, у кого дома нет? Это, как выясняется, мало кого волнует. Так, в интернат №7 из одного учреждения прислали письмо с просьбой... забрать на лето своих сирот. Директор интерната Павел Шикотько и рад бы это сделать, но закон не разрешает ему поселить в детское учреждение выпускников, ведь на этих ребят интернату не выделяется финансирование.
Анна Садовская, руководитель благотворительного фонда «Семьи – детям», не раз сталкивалась с тем, что в ее Центр адресной помощи сиротам привозят студентов техникумов.
Совсем недавно начальник отдела опеки города Иркутска привезла в центр 17-летнюю девушку. У нее в автокатастрофе погибли родители. Девочка окончила школу и даже успела поступить в Иркутский железнодорожный техникум. Но учебное заведение до 1 сентября принять студентку-сироту не готово. Куда ей податься? К счастью, в Ангарске есть Центр адресной помощи, который, кстати, государственным не является и финансируется в основном на пожертвования. Еще одну 17-летнюю студентку, рассказывает Анна Садовская, привезли из техникума города Черемхово. Девочка на пятом месяце беременности. Как говорится, «выучилась». Ее лично начальник департамента социального развития, опеки и попечительства Александр Геранюшкин отправил в СРЦН. Что делать несовершеннолетней будущей матери дальше, неизвестно. Но ей явно придется выбирать: либо учеба, либо материнство. Ведь в студенческом общежитии с маленьким ребенком жить нельзя.
Общежития, по словам Анны Вячеславовны, вообще большая проблема. Об этом в фонде знают не понаслышке. Особенно сложно устроить ребят на учебу в училища №35 и №43 (ныне – техникум строительных технологий и автотранспортный техникум). Места в общежитиях там постоянно заняты. Нередки и попытки отчисления сирот. Причем поводы выбираются любые. Так, из техникума строительных технологий пытались отчислить одного из воспитанников фонда под предлогом пропуска практических занятий (парню просто не на что было на практику добираться, потому что стипендию задержали на три месяца!). Еще одну девушку вообще отправили в психиатрическую больницу, доказывая, что она неспособна к обучению.
Фонд все же смог отстоять «своих» сирот. Теперь молодой человек – хороший специалист на производстве, а девушка, которую хотели объявить умственно неполноценной, получила уже второе образование.
А что было бы, окажись ребята со своей проблемой один на один? Не хочется и думать. Десятки сирот каждый год приходят в фонд, под разными предлогами изгнанные из учебных учреждений, куда их с таким трудом устраивают социальные педагоги интернатов и детских домов. Большинство из них фонд «Семьи – детям» снова устраивает на учебу. Ведь без профессии – никуда.
Только за прошлый год, по словам Анны Садовской, шестеро ребят поступили в училище №55 поселка Железнодорожник. Еще четверых принял Ангарский техникум экономики, сервиса и туризма (бывшее училище №37). В обоих этих учреждениях, как говорят сами ребята и сотрудники фонда, к сиротам очень хорошее отношение. Радует и бывшее училище №30 (ныне техникум общественного питания и торговли). Здесь, во-первых, на лето не закрывается общежитие, а во-вторых, будущих поваров хорошо кормят. Нет и тех, кто пожаловался бы на необоснованное отчисление.
Как видно, относиться к сиротам по-человечески можно. Но только почему-то понимают это не все.
Чтобы достучаться до руководителей училищ и техникумов, сотрудники интернатов и фонда «Семьи – детям» 11 июля едут на заседание Общественной палаты при губернаторе Иркутской области. Там они хотят спросить: почему их выпускники оказываются никому не нужными?