Знакомьтесь – Максим Разумец. Ангарчанин, в прошлом году окончивший школу №10, очередной выпускник народного театра «Факел», который решил всерьез и надолго связать свою жизнь со сценой. Летом 2013 года Максим стал студентом ГИТИСа (ныне Государственного университета театрального искусства). Пару недель назад он приехал в Ангарск на каникулы и согласился по старой памяти пообщаться с нашим корреспондентом. Теперь мы можем предложить нашим уважаемым читателям откровения ангарского москвича.
– Максим, ты год провел в Москве. Какой тебе теперь представляется столица?
– Боюсь, сравнение будет не в пользу Ангарска. Я до своего отъезда уже бывал в Москве, и она мне сразу очень понравилась. Это большой город, где каждый стремится найти себе место, где всегда есть выбор, в том числе для человека культуры. Очень много профессиональных театров, каждый из которых ориентирован на что-то свое. Много молодых режиссеров, работающих в разных жанрах: от классики до авангарда. Там постоянно идут поиски нового, и результаты получаются очень интересными. Это может нравиться или не нравиться, но важно, что это есть. Мне кажется, все дороги ведут туда. Там можно развиться как профессионалу.
Москва много чему учит, и прежде всего осторожности и недоверию. Она может как что-то дать, так и отнять. Чтобы быть счастливым в Москве, надо творить свою жизнь самому, окружать себя «своими» людьми.
– Расскажи, как ты поступал. Главной целью уже тогда был ГИТИС?
– Цель тогда была – остаться в Москве. Документы я подавал в несколько вузов: школу-студию МХАТ, театральный институт имени Бориса Щукина, ВГИК и на режиссерский и актерский факультеты ГИТИСа. Последними проходили вступительные испытания в «Щуку» и ГИТИС. Но я, пройдя три тура, даже не пошел узнавать результаты конкурса в Щукинском училище, потому что к тому времени был убежден: если не ГИТИС, то ничего. Этот вуз меня притягивал, показался мне каким-то «домашним». И я здесь, видимо, тоже «пришелся ко двору». До конкурса дошло 70 человек, из них взяли только 34, и меня в том числе. Поступление сейчас вспоминается, как самое яркое впечатление от встречи с ГИТИСом.
– Помню, что на сцене нашего «Факела» ты появился совсем недавно – и вот уже студент московского театрального вуза. Как начинался твой путь в артисты?
– Я в своей семье первый артист! И действительно, все произошло стремительно. Мама всегда была за то, чтобы я себя пробовал в каких-то творческих объединениях, кружках. В «Факел» меня привела Валерия Валентюк – она тоже выпускница этого театра и тоже продолжает осваивать профессию в Москве. Было это, кажется, классе в девятом. Тогда как раз восстанавливали спектакль «Жил-был Геракл», и я получил в нем главную роль. Потом были другие постановки: «Утренняя жертва» Владимира Малягина, «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки, «Однорукий из Спокана» Мартина Макдонаха, «Навеки девятнадцатилетние» Григория Бакланова, «Ящерица» Александра Володина, – все это за два с небольшим года. Тогда я и начал подозревать, что театр – это мое призвание. Однако сомневался, хотел даже уйти из «Факела» и стать журналистом. Очень боялся ошибиться в выборе специальности, потому что многие мои знакомые разочаровались в актерской профессии. Теперь могу с уверенностью сказать: я сделал правильный выбор. За весь год ни на секунду не засомневался, что сцена – это мое! Перед поступлением мне очень помогал режиссер «Факела» Александр Кононов. Ведь помимо внутренней готовности необходима техника.
– А кто руководит твоим курсом в ГИТИСе?
– Я занимаюсь в мастерской профессора, художественного руководителя Российского академического молодежного театра народного артиста России Алексея Бородина. Кстати, вместе со мной на курсе учится еще один ангарчанин – Никита Белых, выпускник народного театра «Алые паруса». Алексей Владимирович часто нам говорит: «Жизнь – это ходьба по эскалатору, который идет вниз». Мы уже поняли, что, чтобы достичь успехов в профессии, надо работать постоянно и все время наращивать нагрузку. И что четыре отведенных на учебу года – это катастрофически мало. Год мы работали без особого отдыха. Учеба в театральном вузе начинается в 9.30 и заканчивается в 22 часа. Даже в общежитии мы поддерживаем духовную связь с вузом – на первом этаже оборудованы аудитории для репетиций, в которых можно заниматься по ночам. Столько всего нужно узнать, изучить! Идеала нет, всегда надо идти вперед. Желание учиться огромное, а сил к концу года остается все меньше. И времени не хватает. Время нужно беречь, его у всех нас не так много, как кажется.
– Максим, многие студенты подрабатывают, снимаясь в многочисленных телевизионных сериалах. Как к этому относятся в вашем вузе?
– Сниматься никто не запрещает, главное условие – чтобы не в ущерб учебе. А с нашим графиком это практически невозможно. Можно сниматься по выходным, по ночам. Была у нас одна талантливая девочка, которая получила приглашение сниматься в неплохом сериале. Она подошла к своему мастеру, все объяснила, показала сценарий. И он одобрил, разрешил ей попробовать. Съемки продолжались полгода, но после этого студентка не смогла сдать зачеты. Если мне поступит такое предложение, подумаю. С чего-то же надо начинать. Для развития важен любой опыт.
– Каждый год в столичные вузы едут поступать ангарские дети. Творческий конкурс проходят единицы, очень многие терпят фиаско. Какие советы ты мог бы дать тем, кто хотел бы стать артистом?
– Педагогам, которые набирают курсы, интересно посмотреть на то, какой ты есть на самом деле, а не каким ты можешь быть. На показе важно не представляться, не хотеть понравиться, а быть собой, показать себя таким, каким тебя сделала природа. Именно на это нужно сделать упор во время подготовки. Причем это гораздо сложнее, чем может показаться. Весь первый курс у нас был посвящен знакомству с собой. Нас выбрали по первому впечатлению и весь год раскрывали, показывали изнутри, вытягивали наружу. И мы смотрели на себя – и понимали, что до сих пор мы себя не знали. Мы знакомились с собой, друг с другом, педагогами. Зато теперь я твердо вижу свою цель и иду к ней.