С творчеством Евгения Павлова меня познакомил «Ангарский Арбат». Его работы невозможно было не заметить. Однако многие ангарчане оставляли их без внимания, будучи уверенными, что это фабричные изделия. Те, кто подходил, с удивлением узнавали, что оловянные солдатики – творения рук нашего земляка. Об этом посетителям ярмарки рассказывала мастерица Александра Степанова. Сам Евгений Павлов на «Арбате» появляется редко – говорит, что не хочет светиться. Да и дел много – некогда рекламировать собственную персону. Придется сделать это за него.
«Ваше детство ведь тоже прошло в 80-90-е годы? Значит, помните ассортимент в «Детском мире» – никакого разнообразия! Не знаю, чем тогда играли девчонки, а мы с друзьями – солдатиками, наборы которых можно было купить в магазине, – рассказывает Евгений. – Ну и конечно, сами пытались делать фигурки – отливать их из свинца. Получалось плохо, но зато экспериментировали вволю».
С детскими годами ушло и время беззаботных игр. Учеба, планы, армия... Семь месяцев военной службы в Чечне. Посторонним Евгений не любит рассказывать об этом. И мне бы не сказал, если бы я не спросила про татуировку на руке «За ВДВ». Настоящая война не имеет ничего общего с тем, во что играют в детстве все мальчишки. Мужчины сражаются не за победу, а за жизнь – свою и чужую.
После армии Евгений вернулся в Ангарск, устроился на работу в АНХК, создал семью, занялся спортом. Возвращение к солдатикам случилось в его жизни не так давно.
«В детстве я неплохо лепил из пластилина разные фигурки, – говорит он. – А сейчас появилось столько возможностей для развития творчества – разные материалы, техники, образцы. В семье – двое детей. Вот вместе с ними и начал опять лепить (с 9-летним сыном Максимом даже написали научную работу по истории и созданию оловянных солдатиков, он защитил ее в своей школе №27). Потом попробовал отлить из олова солдатиков – методом проб и ошибок удалось добиться хорошей заливки формы. Свои первые работы храню – это не солдатики, а древнескандинавские воины берсерки. Для придания реалистичности оловянные фигурки раскрасил специальными красками».
Окровавленный меч, безумные глаза, открытый в крике рот, отрезанная голова врага в вытянутой руке победителя – да уж, получилось страшно реалистично! Но берсерки действительно были ужасными – они славились своей беспощадностью, яростью в бою, безумными выходками. В схватке они бились так, что от противника не оставалось ровным счетом ничего! По преданию, кровожадные воины специально доводили себя до исступления, принимая перед сражениями психотропные вещества растительного происхождения. И вот такая история из прошлого стоит за каждой оловянной фигуркой Евгения Павлова.
Мастер признается: для создания миниатюры знания истории недостаточно. Необходимы навыки фигурной лепки, представление об анатомии человеческого тела, внимание к деталям костюма и военной амуниции. Плюс качественные материалы для создания мастер-фигуры солдатика и силиконовой формы для заливки. «Сама технология работы с оловом не так сложна, – говорит Евгений. – Она хорошо описана в разных пособиях. Да и на интернет-форумах скульпторы охотно делятся секретами своего производства. Но техника без творчества мало что значит. Даже если сделать оттиск готовой фигурки, точной копии добиться не удастся, да и не будет этим заниматься ни один мастер. Гораздо привлекательнее добиться результата – создать собственный удачный образец, который другим захочется заполучить в свою коллекцию».
Если раньше солдатиков делали из старой оловянной посуды, то теперь будущие воины отливаются из небольших прутков, купленных в отделах радиотехники. Олово в таких прутках содержится не в чистом виде, а в сплаве с другими металлами. Небольшое содержание свинца придает фигуркам прочность. В домашних условиях такие прутки отлично плавятся в металлических емкостях на газовой или электрической плите. Олово оставляет скульптору право на ошибку – неудачную фигурку можно переплавить и отлить по-новому. А вот низких температур этот материал не переносит. Евгений рассказал, как олово погубило немало людей – во время наполеоновского похода в Россию французские солдаты замерзали из-за того, что их оловянные пуговицы внезапно превращались в пыль, а экспедиция Скотта к Южному полюсу погибла, потому что осталась без топлива – все их баки прохудились в считанные часы, и горючее вытекло. Это произошло потому, что при температуре ниже минус 13,2°С олово трескается и превращается в порошок. Причем соприкосновение серого (замороженного) олова и белого приводит к «заражению» последнего. Совокупность этих явлений называется «оловянной чумой».
Что еще нужно знать мастеру оловянных миниатюр? Пожалуй, то, что фигурки должны приносить окружающим людям радость и удачу. У талантливого скульптора так и происходит. Готовясь к встрече с Евгением Павловым, я ожидала увидеть среди его работ оловянных солдатиков, символизирующих событиях двух отечественных войн. А увидела великолепных воинов легендарной армии Цезаря!
«Мне всегда была особенно интересна эпоха расцвета Римской империи, – рассказывает мастер. – Армия Цезаря покорила полмира за счет своего вооружения, дисциплины, военной тактики. Эта эпоха оставила после себя неизгладимый след в мировой истории всех народов Евразии. От тех необычайных событий веет легендой – увлекательной и захватывающей. И потому мне интересно создавать героев тех войн – легионеров, вексилляриев, центурионов. Гренадер времен Отечественной войны тоже имеется, но я не поклонник оловянной наполеоники. И делать фигурки солдат Второй мировой войны не считаю необходимым – жива память о тех трагических событиях, я не уверен, что смогу с реалистичной точностью воспроизвести участников Великой Отечественной, а значит, не стоит и браться за дело. А вот Рим – особая тема. Следуя исторической точности костюма, в то же время можно смело фантазировать и творить. Сейчас я занят работой над новым проектом – шахматными фигурами в виде воинов армии Цезаря».
Честно признаюсь: чтобы написать о творчестве Евгения, мне пришлось почитать энциклопедии и обновить свои знания по истории Древнего Рима. Представляю, сколько исторической литературы перелопачивает сам Евгений! Вот только краткое описание костюма обычного легионера, которому мастер следует, создавая свои миниатюры: «Главнейшим наступательным оружием легионера были меч и метательное копье. Меч короткий, обоюдоострый, с тонким острием, так что им можно было и колоть, и рубить. Его носили в ножнах на перевязи на правом боку. Оборонительным оружием был прежде всего щит. Он имел полуцилиндрическую форму, высоту около 1,025 метра и ширину около 0,8 метра. Его деревянный остов был покрыт кожей и обит по краям металлом. В походе щиты вкладывались в чехлы и вешались на спину. Шлем был металлическим. Во время похода он висел на груди.
Сверх этого легионеры носили кожаный панцирь, обитый металлическими пластинками. Под него солдаты надевали шерстяную тунику, а поверх него – плащ, застегивающийся на правом плече пряжкой. Свой багаж, состоявший из запаса хлеба на несколько дней, котелка для варки пищи, двух или нескольких палисадин и рабочих инструментов для постройки лагеря, легионер носил за плечом».
Все эти детали можно увидеть под лупой и на оловянных фигурках Евгения. Размер миниатюр соответствует международному стандарту – 54 миллиметра. Ювелирная работа! Впрочем, сам скульптор солдатиков ценностью не считает – дарит свои работы, продает. Говорит, что коллекционные солдатики хоть и штучный товар, но вполне могут послужить для бойких мальчишечьих игр в войнушку. За четыре года он сделал свыше 150 миниатюр, сейчас в его доме их не больше 40. Остальные разошлись по рукам. «Спасибо Александре Степановой! Это она двигает мой товар, – говорит Евгений. – Саша работает в магазине материалов для творчества «Стрекоза». Она и сама много чего умеет делать своими руками, работает с разными материалам и в разных техниках. Очень талантливый человек! Но главное – она обладает способностью притягивать к себе замечательных творческих людей, помогает им, делится советами, знакомит, открывает новые имена. Вот и моих солдатиков на «Арбате» презентует. Саша – аккумулятор творчества и идей! Умеет заряжать других! И за это я ей очень благодарен».
Я тоже – за встречу с единственным в Ангарске мастером по созданию оловянных солдатиков. Такая необыкновенная армия есть только у «главнокомандующего» Евгения Павлова. В его войске имеются тубицены (воины, играющие на тубе и призывающие других к атаке или отступлению), аквилиферы (несущие символ войска – изображение орла, при потере которого легион переставал существовать) и даже сам Цезарь! Специально для меня Евгений сделал оловянную фигурку центуриона – командующего центурией. Центурионы представляли собой основу и костяк римской армии. Это были профессиональные воины, которые жили повседневной жизнью своих подчиненных-солдат, а в ходе боя командовали ими. Обычно это звание получали солдаты-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника. Вот с каким ценным трофеем я вернулась домой!
Уходя от скульптора, я поймала себя на мысли, что в публикации о Евгении мне меньше всего хотелось представить его играющим в солдатики взрослым мальчишкой. Нет, он давно простился с детством и оставил игры в войну, о которой знает не понаслышке. Евгений Павлов – настоящий мастер военно-исторической миниатюры. Он умеет делать то, о чем другие могут только прочитать. Воссоздавать в искусстве давно минувшие эпохи – удел немногих людей, обладающих редким талантом и усердием. При этом сам он признается, что фигурки из олова – лишь одно из его увлечений. На первом месте – семья, работа, спорт, друзья. И среди этих приоритетов находится время и место для стойкого оловянного солдатика.
Это интересно
Коллекционированием фигурок солдатиков были увлечены многие выдающиеся люди. Великий русский полководец Суворов собирал солдатиков уже будучи генералом. Увлекались собиранием крошечных армий прусский король Фридрих Великий, императоры Павел I и Наполеон Бонапарт. Для сына императора Наполеона сделали солдатиков из золота. Этот набор из 117 фигурок сохранился до сих пор; он считается самой дорогой игрушкой в мире и недавно был оценен на аукционе в сотни миллионов испанских песет.
«Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери – старой оловянной ложки, – и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики!
Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики – терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.
И вот однажды коробка открылась.
– Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! – закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.
Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения».
Г.Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»