Незаконная торговля попала недавно под прицел проверяющих служб. Во вторник, 29 июля, журналисты стали участниками одного из рейдов, проведенного отделом по торговле совместно с сотрудниками полиции, отдела по защите прав потребителей и представителями общественности.
Главный специалист отдела по торговле, ценобразованию и тарифам Антонида Сницарева предлагает начать рейд с 22 микрорайона. Здесь, у магазина «Фея», процветает незаконная торговля. Первой на пути проверки попадается бочка с квасом. У продавца никаких документов. Полиция выписывает постановление об административном правонарушении. Далее – торговцы дынями и арбузами. Продавец – русская женщина, хозяин – мужчина из ближнего зарубежья. Постановление принимает спокойно. Интересуется: а вы вообще здесь надолго? По словам проверяющих, цель такого странного вопроса – выяснить, куда участники рейда поедут дальше. Продавцы на этом стихийном рынке держат плотную связь с торговцами на рынке у «Гефеста». Так что они уже звонят туда – предупреждают коллег о проверке. Ехать к «Гефесту» нужно как можно быстрее.
Специалисты успевают напоследок сделать замечания и нескольким бабушкам, продающим прямо на земле одежду и нижнее белье. Бабули согласно кивают: знаем, что нельзя. Тем не менее лифчики и трусы с асфальта убирать не спешат.
Достаточно быстро приезжаем к «Гефесту». Но, по словам продавцов, все, кто мог попасть под штраф, уже разбежались. Главная цель проверяющих здесь – продавцы конфет непонятного качества и производства. Причем это продукт скоропортящийся, а на улице жара. Но ушлые продавцы, с которыми борются не первый год, уже скрылись вместе с товаром.
Увидев проверяющих, к нам подходит другой предприниматель – Даниилбек. У него на этом рынке небольшой павильончик, за аренду которого он исправно платит. Торгует китайской мелочевкой и игрушками. Сейчас, по его словам, у него с проверками проблем нет. А вот полтора года назад Даниилбек, только приехавший из Киргизии, начинал свой бизнес так же незаконно, как и многие другие, – торговал в неположенном месте. За что ему торготдел выписывал штрафы. Дошло почти до анекдота – утром его штрафуют, предупреждая: вечером увидим, снова штраф выпишем. А Даниилбек со злости сразу два штрафа подписывал – и за утро, и за вечер. Мол, буду торговать! Троих детей кормить надо.
В итоге штрафов по 56 постановлениям накопилось столько, что детей как раз кормить стало нечем. Банк заблокировал карточку с детскими пособиями. А когда предприниматель собрался съездить за товаром в другую страну, отказали: невыездной. Вот и пришлось выплатить более 75 тысяч рублей. Тогда Даниилбек и решил: отныне работаю только законно. Снял в аренду павильон, заключил договор. И сейчас проверок не боится. За сколько снял? Коммерческая тайна. Но по секрету сказал, что куда дешевле, чем те самые штрафы.
Однако другие торговцы понимать это отказываются. Не найдя никого на «Гефесте», мы выезжаем к торговому дому «Север». Целая семья азербайджанцев (мать, отец и сын) торгует всем, чем можно. Папа – арбузами и дынями, сын – картошкой, а мать – конфетами. Женщина начинает кричать, что все проверки работают по заказу: «У вас бабки огурцами торгуют, картошкой, вы их не трогаете! Только нас!» На просьбу предъявить документы, удостоверяющие личность, отвечает грубостью. А когда у ее мужа спрашивают сертификаты на фрукты, он отвечает: «Нет и не было никаких сертификатов!» Хочется спросить: и вот у этих людей ангарчане что-то покупают?
Эту семью уже и в полиции, и в торговом отделе знают. Каждый раз штрафы выписывают, а им все неймется. Штрафы, кстати, приличные – от двух до восьми тысяч рублей. Однако многие предпочитают выплатить штраф, а не заключить договор аренды. Почему? Остается только догадываться.
О происхождении уличных конфет вообще можно слагать легенды. Продавец говорит, что они из Иркутска. На коробке указано, что из Перми. А, по слухам, их вообще делают в одном из заброшенных цехов предприятия под Ангарском. Все конфеты похожи на вкус, продаются по одной (весьма демократичной) цене. Только фантики разные. Можно ли их есть? Специалисты торгового отдела давно пытаются это выяснить. Но для этого к сотрудничеству должен подключиться Роспотребнадзор, теперь взявший на себя часть функций по проверкам. Эта же организация должна проверять качество фруктов, продающихся на обочинах дорог. Конечно, хорошо, когда есть сертификат на продукцию. Но ведь никаким сертификатом фрукты от дорожной пыли и выбросов машин не защитишь.
И все же люди покупают. Одних привлекает цена, других – то, что не надо идти до магазина, стоять в очереди. Да, бывает кто-то попадает в инфекционную больницу, кто-то просто чувствует недомогание. Но жаловаться на некачественную продукцию идут единицы. А зря. По словам Антониды Сницаревой, только потребители могут помочь искоренить незаконную торговлю. Для этого надо совсем немного: думать головой и не покупать продукцию на стихийных рынках.
Дефицита арбузов в городе нет. Но что мешает купить их в магазине или на крытом рынке? Про сомнительные конфеты вообще умолчим. Да и нижнее белье с земли мало кто в здравом уме захочет надеть.
Что действительно можно сейчас брать – так это излишки садоводческой продукции. Бабушки, продающие огурцы и баклажаны, как правило, сами их и выращивают. И хотя они тоже не всегда торгуют в законных местах, уж лучше купить свежие овощи с огорода на муниципальной ярмарке, чем заморские фрукты, «на которые сертификатов не было и нет».