До 1 сентября, когда вчерашние детсадовцы впервые переступят пороги школ, осталось совсем немного времени. Безусловно, родителей будущих первоклассников волнует, сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу. Об этом и о том, чем иногда оборачивается для первоклассника «избыточная готовность» к учебе, мы побеседовали с психологом кабинета профилактики Aнгарской областной псхиатрической больницы Татьяной Бичевиной.
– Татьяна Геннадьевна, в старших группах детских садов ребятишек целенаправленно готовят к школе. Что же значит понятие «избыточная готовность» будущих первоклассников?
– Хотелось бы отметить, что раньше (лет 10-15 назад) проблема «избыточной готовности» к обучению в школе если и встречалась, то не так часто, как сейчас. Отправляя ребенка в первый класс, мамы просили его вести себя скромно, не показывать, что он знает и умеет гораздо больше, чем остальные дети. Теперь оказывается, что «выпячиваться» не просто удобно, а модно и современно. И называется это высокой самооценкой. Иметь высокую самооценку, конечно, хорошо. Ведь именно уверенность в себе помогает человеку реализовать личностный потенциал. Однако иногда это, казалось бы, хорошее качество может негативно отразиться на неокрепшей психике ребенка-первоклассника.
– Почему негативно? Ведь школьник все делает правильно, все успевает, учитель на него нарадоваться не может...
– Да, часто встречаются случаи явного опережения в овладении навыками чтения, когда дети еще до школы осваивают не просто слоговое чтение, но и беглое, с выражением, как взрослые. Плюс ко всему ребенок приходит в школу с готовыми навыками письма, способен под диктовку учителя писать целые тексты, а также решать задачи не для первого, а, к примеру, уже для третьего класса.
– Но ведь такие дети, которых причисляют к вундеркиндам, были всегда! В дальнейшем многие смогли реализовать себя в науке, стать отличными специалистами в разных сферах деятельности.
– Да, само по себе опережающее развитие положительный фактор, однако в контексте современной школы он может восприниматься по-разному. Справившись быстро с заданием учителя, такие дети, как правило, выпадают из учебного процесса, начинают отвлекаться. С одной стороны, им скучно, с другой, у ребенка формируется мнение: «Я умею больше, я лучше, чем остальные...» Есть и другая сторона проблемы. Зачастую такие дети ревностно сравниваются своими родителями по достижениям в учебе с одноклассниками, имеющими похожие успехи. При этом взрослые совершенно не обращают внимания на других ребят, которые не отличаются высокой восприимчивостью к знаниям. На деле именно эти дети могут обладать высоким социальным интеллектом – уметь строить отношения с окружающими, фантазировать, рисовать, быть хорошими рассказчиками или... да мало ли таких «или»!
– Татьяна Геннадьевна, выходит, что усиленная подготовка к школе приносит один вред?
– Как правило, привычка получать хорошие отметки, не прилагая особых усилий, а также отсутствие навыков повседневной работы обычно сказываются во втором или третьем классе. Тогда успеваемость школьника резко падает, он испытывает мощный удар по своей высокой самооценке и недоумевает (часто вместе с родителями): что же произошло? Почему вдруг закончилась успешность?
– Существуют ли специальные рекомендации для родителей, которые могут столкнуться с подобными проблемами?
– Оговорюсь сразу: общих рекомендаций нет. В каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей его развития, личного восприятия, характера. К примеру, если ваш ребенок регулярно посещал детское учреждение и, по мнению воспитателей, справлялся с программным материалом на высоком уровне, то интеллектуальная готовность к обучению в школе у него хорошая. Программа детского сада предусматривает освоение объема знаний, умений и навыков, необходимых будущему школьнику. Но если родители детсадовца сочли, что этого недостаточно, то они организуют для ребенка дополнительные занятия – утомительное рисование закругленных палочек или зубрежку цифр до тысячи и больше. Было бы лучше заменить такие уроки на занятия в игровой, занимательной форме, имеющие общую познавательную и развивающую направленность. Такая систематическая работа с ребенком, основанная на его интересах, постепенно сформирует у него желание подчиняться определенным правилам, которое так необходимо в школе. Постепенно он станет проявлять искренний интерес к знаниям вообще, а не только в рамках учебной программы. Поэтому выполнение школьных заданий такому ребенку уже не будет в тягость.
– Как поступать взрослым, чтобы поход в первый класс стал для новоиспеченного школьника только в радость?
– Прежде всего родителям необходимо адекватно реагировать на удачи и неудачи своего чада и уважительно относиться к успехам других детей. Нужно объяснить своему отпрыску в доступной форме, что сильные и слабые стороны есть у каждого человека. Для формирования волевых качеств ребенка нужно акцентировать внимание на добросовестном выполнении даже легких заданий и поручений. Неплохо записать сына или дочку в кружок или секцию по интересу. Это организует свободное время школьника и развивает физический и творческий потенциал. Чтобы у ребенка в процессе учебы не произошло сбоев, лучше не завышать учебную планку и не требовать от него только пятерок, а также не наказывать за пустяки. Родные первоклассника должны помнить: начальная школа – это ответственный период для формирования его учебных навыков, любви к познавательной деятельности. Задача взрослых позаботиться о том, чтобы у ребенка сохранился интерес к учебе.
– Мы начинали наш диалог с «избыточной готовности» к школе. А что по этому поводу думают педагоги?
– Однажды учитель начальных классов, которая более сорока лет отдала работе в одной из школ Ангарска, беседуя на эту тему, отметила, что с приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями. Как правило, дети с так называемой «избыточной готовностью» очень активны на уроках лишь только на первых порах. Если учитель их не спрашивает, они начинают обижаться и теряют интерес к учебе. Иногда учителя предлагают им выполнить индивидуальные задания повышенной сложности. Это конечно дает положительный эффект, но такая форма неприменима для каждого урока, да и совершенно неоправданна. Ведь даже в легком, на первый взгляд, задании есть много нюансов, на которые необходимо обратить внимание абсолютно всех детей. Очень многое зависит и от характера ребенка, степени его физиологической и психологической зрелости, а также от состояния здоровья. Если ребенок усидчивый, ответственный, аккуратный, то с большим опережением и отличными результатами он сможет добиваться успеха не только в первом, но и во втором, в третьем классах и так далее.
В завершение хочется обратиться к родителям: помните о том, что учеба в школе – тяжелое испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей первоклассника. Старайтесь уважать чувства и мнение вашего ребенка, пытайтесь хоть иногда смотреть на мир его глазами, ведь именно это лежит в фундаменте взаимопонимания.