Возвращаться из сказки в обыденность всегда нелегко. Но именно это всякий раз происходит после театрального фестиваля «Сибирская рампа». Фестиваль работает в рамках Международного летнего театрального центра «Ольхон» уже пятнадцать лет. И все эти годы, приехав домой, не сразу привыкаешь вместо звездного байкальского неба видеть над собой банальный потолок. Магия Ольхона, слившись с волшебством театра, 15 лет создает здесь совершенно уникальную, незабываемую атмосферу, вдохнув которую хотя бы раз, остаешься верен театральному острову навсегда.
Что некое необъяснимое волшебство незримо присутствует здесь, подтвердит всякий, кому хоть раз повезло приехать на Ольхон в эту сказочную последнюю июльскую декаду (в этом году фестиваль проходил с 21 по 31 июля). Это становится одной из причин того, что побывавшие на фестивале театральные коллективы, как правило, стараются приехать сюда еще. Количество постоянных участников пополняется с каждым годом, как растет и число театров, желающих познакомиться с «Сибирской рампой».
Их подружил Ольхон
Заявки на участие из разных уголков земного шара к лету выстраиваются в список театров, которым суждено порадовать и удивить зрителей своими работами. В этом году из более чем сорока самодеятельных коллективов организаторы выбрали двадцать. Театры приехали к нам с территории, раскинувшейся от Пензенской до Амурской области. Вот только зарубежным гостям – актерам творческой лаборатории «Парадиз» из белорусского Гомеля – не удалось добраться до Ольхона. Несколько коллективов прибыли в МЛТЦ без спектаклей – поучиться у педагогов столичных вузов, которые проводят на острове мастер-классы для будущих актеров, режиссеров и драматургов.
Иркутская область традиционно дала фестивалю самое большое количество участников. Показать плоды своего творчества пристрастной фестивальной аудитории осмелились «Маски», «Рыжий театр» и «Синяя птица» из Иркутска, «Театр книги» и «Семейный театр» клуба «Ковчег» из Усолья-Сибирского, «Шаг вперед» из поселка Мишелевка, «Девятая идея» из Братска. Ангарск был представлен десантом из четырех любительских коллективов.
Прежде всего это организаторы работы Международного летнего театрального центра «Ольхон» и фестиваля «Сибирская рампа» народный театр «Факел» заслуженного работника культуры России Александра Кононова и творческие театральные мастерские под руководством Инны Черниговской. Не пропустил ни одного из пятнадцати сезонов образцовый театр «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи (режиссер и художественный руководитель – заслуженный работник культуры РФ Тагир Хамитов).
А вот «Новые люди» детско-юношеского центра «Перспектива» под руководством Галины Машеевой и «Шкода» из школы №11 поселка Китой (режиссер Альбина Мельникова) приехали на фестиваль только во второй раз, но, кажется, намерены надолго влиться в дружную ольхонскую театральную семью.
Даже на примере участников из Ангарска можно увидеть, насколько многолики сегодня творческие поиски в любительском театре. Работы ангарчан хорошо иллюстрируют тему пятнадцатого сезона «Сибирской рампы» – «Познаем театр сегодняшнего дня».
О том, что волнует, – словами Высоцкого
Случайно или нет, но свою литературно-музыкальную композицию «Певец у микрофона» по творчеству Владимира Высоцкого актеры молодежного театра «Новые люди» показали на следующий день после сакральной для каждого почитателя таланта Владимира Семеновича даты – 25 июля. Строгие белые одеяния на фоне обтянутой черной тканью сцены, выстроенные мизансцены, подарившие фотографам немало выгодных ракурсов, и знакомые строки, приобретавшие оттого, что не пелись, а читались, новую, непривычную интонацию.
И пусть ребятам не всегда удавалось уйти от пафоса и сохранить простоту и искренность Владимира Высоцкого. Среди всех участников спектакля профессиональное жюри выделило актерскую работу Анастасии Губановой. Ангарский «Певец у микрофона» говорил о войне – о том, что волнует их сейчас. Постановка Галины Машеевой подтвердила слова возглавившего жюри фестиваля преподавателя режиссерского факультета Российского университета театрального искусства (ГИТИС) профессора Михаила Чумаченко, что сегодня на первый план выходит театр политический.
«Телефон» наоборот
Заявленный в программе фестиваля эксперимент с «Телефоном» Корнея Чуковского заставил насторожиться профессиональное жюри: в европейской части России подобные опыты с переменным успехом не прекращаются уже несколько десятков лет. Ангарская театральная студия «Шкода» (название представляет собой аббревиатуру, которая расшифровывается очень просто: «Школьный коллектив организованных дружных артистов») представила свою версию безобидной на первый взгляд сказки – ритмоспектакль «Нофелет».
Воспитанники режиссера Альбины Мельниковой и педагога Ольги Горбуновой уже известны в среде ольхонских театралов как мастера «делать театр из ничего» – многим запомнилась их прошлогодняя сказка «Волшебное кольцо», весь реквизит которой, как у площадных скоморохов, помещался в одном сундучке. Теперь к услугам актеров «Шкоды» были табуретки, галстуки и головные уборы всех мастей. Но за многочисленными знаками перестала просматриваться простая история, рассказанная в «Телефоне», превратившись в некое психоделическое действо.
Знают всё о козах и о театре
Примером образцового игрового театра стали постановки ангарского «Родничка», объединенные – так получилось – не только работой актеров детской студии театра, но и «козлиной» темой. Тагир Хамитов со своими ребятами привез на фестиваль «Капустный рай» Михаила Бартенева и «Козу-дерезу» Михаила Супонина. По словам одного из педагогов фестиваля, питерского писателя и драматурга Андрея Зинчука, в первом спектакле им удалось сделать невероятное – преодолеть недостатки текста. Это очень редко встречается в любительском и не очень часто – в профессиональном театре. Получилось лучше, чем у автора!
Ребята «купались» в материале, получая столько удовольствия от собственной игры, что педагоги забыли о своей обязанности «жюрить» и просто наслаждались радостно рассказанными историями. Как потом заметил актер театра и кино, старший преподаватель РУТИ Роман Калькаев, в игре юных актеров присутствовал не только задор, но и самоирония, а это значит, что у театра огромное будущее. Профессионализм «родничат» был вознагражден по заслугам: ангарский театр получил высшую награду фестиваля – гран-при. Впервые за пятнадцать лет!
В компании Ануя, Чехова и Бродского
Редки случаи, когда театр привозит на фестиваль несколько работ. Сравнение неизбежно и, как правило, одна из них оказывается сильнее, а другая – слабее. Народный театр «Факел» в этом году привез три спектакля: «Вот это любовь!» по рассказам Антона Чехова, «Антигона» по пьесе Жана Ануя и «Идут по земле пилигримы...» по стихам Иосифа Бродского. Удивительно, если учесть, что на «факельцев», как на хозяев фестиваля, ложится гора организационно-бытовых обязанностей. При этом с творческой составляющей своей работы они справились на все сто.
В поле зрения фестиваля крупным планом попала молодая поросль театра. От детского пиратского спектакля в прошлом году они шагнули сразу к Чехову и Бродскому. Обе эти постановки ангарчане уже могли видеть, однако работа над ними продолжается, они развиваются, взрослея вместе с ребятами. И наблюдать за этим процессом очень увлекательно. Жюри не осталось равнодушным к попыткам молодых «факельцев» пожить страстями девятнадцатого века: Александра Баклашкина (кстати, поступившая в этом году в Иркутское театральное училище), Дарья Зверева и Глеб Цинкер были награждены дипломами за актерские работы в спектакле «Вот это любовь».
– Я специально погружаю молодежь в сложный материал, – рассказал режиссер театра «Факел» Александр Кононов. – У них своеобразное видение мира, многое в нем не стыкуется с классическими представлениями. Но постепенно появляется интерес, «живой глаз», живые интонации. Я не занимаюсь постановкой спектаклей, это процедура взращивания, которая нравится мне гораздо больше.
Кульминацией фестиваля стала работа «Факела» по пьесе Жана Ануя, переработавшего «Антигону» Софокла, которая была признана «Лучшим спектаклем фестиваля». Время – ночь, место – песчаный берег Байкала. Сценическая площадка буквально выкопана в песке. Наверное, в этом процессе принимала участие и та детская лопатка Антигоны, которой она забросала останки брата и тем самым обрекла себя на смерть... Конфликт был во всем: камуфляже охранников и трагических масках хора, фигуре одетого в джинсы и пиджак Пролога, который подливал масло в освещавшие место трагедии светильники на треногах, столкновении житейской мудрости Креона с подростковым максимализмом Антигоны.
– Благодаря тому, как сделан этот спектакль, как играли актеры, – призналась преподаватель Московского славянского института имени Державина заслуженная артистка России Юлия Авшарова, – я изменила свое отношение к автору. До сих пор я не воспринимала его всерьез, мне всегда казалось, что это какие-то таблетки из Софокла и Еврипида. Ни один спектакль по Аную мне не нравился. Здесь было потрясение и восхищение с первых слов Пролога. Я как актриса завидовала участникам спектакля. В профессиональном театре редко случается, чтобы тебя позвали на такую высоту, этого практически не бывает. Александр Иванович никогда не выбирает легкого пути, он всегда прорывается в какие-то вертикальные плоскости. Это так ценно!
•••
Пятнадцать лет для театрального фестиваля – серьезный юбилей. Все в этом году сложилось удачно, все спектакли в предложенных Ольхоном условиях состоялись! Но главным подарком к юбилею стало присвоение фестивалю имени народного артиста России Юрия Авшарова, который в течение одиннадцати лет работал с МЛТЦ, неоднократно приезжал на Ольхон и с утра до ночи занимался с ребятами.
Пусть еще много лет «Сибирская рампа» носит это имя! И много лет дарит волшебство театра людям, ведь театр, как сказала на открытии фестиваля режиссер театральной мастерской «Девятая идея» из Братска Валентина Жеребилова, «это дыхание нашего мира. Оно может быть нервным, болезненным, спокойным, робким. Но это то, что нам жизненно необходимо. То, что породило идею этого фестиваля. То, что собирает нас всех вместе»...