Сальто, батут, лонжа, апфль, каучук, акробатика, атлетика, эквилибр – все эти термины стали реалиями в жизни ангарчанина Юрия Трофимова. Шесть лет он является артистом цирковой студии «Шари-Вари» (тоже, кстати, специальное цирковое понятие, обозначающее номер, обычно ставившийся в начале программы и представлявший собой костюмированную кавалькаду артистов, которую возглавляли клоуны, исполняющую всевозможные прыжки на дорожке и на батуте), вместе со своими коллегами не переставая удивлять и восхищать зрителей во Дворце культуры «Нефтехимик». Год с небольшим Юра провел на настоящей арене – с тех пор у ангарчанина имеется корочка, свидетельствующая, что он профессионально пригоден как артист цирка, и соответствующий номер.
В «Шари-Вари» он освоил несколько жанров, преимущественно акробатических и силовых, отдавая явное предпочтение последним. Подготовки хватило, чтобы испытать свои силы в Росгосцирке – Юриной мечте, планке, до которой хотелось дорасти. А мечты имеют обыкновение сбываться. Узнав на официальном сайте, что Росгосцирку требуются артисты, Юра уехал в европейскую часть страны. Показал на просмотре общий набор трюков: акробатику, эквилибр, растяжку, – этого оказалось достаточно. Так ангарчанин Юрий Трофимов стал артистом стационарного цирка в Пензе, а потом в Брянске.
Номера, которые он работал, простыми не назовешь. В известнейшем жанре «Русская палка», в котором двое нижних вольтижеров, держа в руках специальные шесты, подбрасывают и принимают верхнего, помогая ему исполнять сложные трюки, Юра успел побывать в нескольких ролях.
– Начинал я верхним вольтижером, – рассказывает Юрий Трофимов, – покидали-половили, решили, что тяжеловат. Посмотрели – в средние и нижние тоже гожусь. И мне гораздо больше нравилось держать, страховать товарищей по манежу. Хотя без потерь не обошлось: во время одного такого номера мне сломали зуб, в другой раз сознание потерял, когда ловил верхнего акробата. Но ловить надо – партнеры должны тебе доверять. А это 60-килограммовый комок мускулов, который еще и крутится во все стороны!
Второй номер – сальто на батуте – Юра выполнял на ходулях. «Это было самое страшное, – вспоминает он. – Главное, чтобы все технические приспособления были в порядке, и ... просто надо верить, что удачно приземлишься. Вызвался делать такой номер я сам, никто больше не захотел – трюк довольно опасный. Зато, когда приземляешься, видишь восторг в зрительских глазах и слышишь аплодисменты, кажется, что твои возможности беспредельны и в следующий раз ты сможешь показать что-нибудь еще более удивительное».
Влияние спортивного азарта и зрительского ожидания, без которых нет циркового артиста, Юрий успел испытать на себе в полной мере. Он твердо убежден, что нельзя обмануть зрительское доверие, нельзя, чтобы публика потеряла веру в сказку. А каким трудом это далось артисту – ей, по большому счету, неинтересно! Успокаиваться ему нельзя, все время нужно развиваться, двигаться вперед, учить новые элементы, становиться гибче, быстрее, сильнее. Но отсутствие именно этой возможности развиваться стало причиной того, что Юра ушел из профессионального цирка.
– В существующей системе очень мало места для саморазвития, – считает ангарчанин, – предложения работать в профессиональном цирке поступают до сих пор, но мне не хочется быть машиной для зарабатывания денег. Там артист вынужден работать в одном жанре, по возможности усложняя свой номер, каждый день тренируя только его. На что-то большее нет времени. А в цирковых студиях, подобных нашей, можно всесторонне развиваться, пробовать себя в абсолютно разных направлениях, выбирая то, что тебе ближе. Сейчас мне хочется попробовать себя в полетах на трапеции, но я к этому пока не готов, нужно еще потренироваться.
Он и приехал домой, в Ангарск, чтобы спокойно и свободно тренироваться. Оставить занятия цирковым искусством Юра не в силах. Хотя профессия его далека от манежа – окончив иркутскую САПЭУ, он стал специалистом по защите информации. Однажды во время учебы вместо сессии уехал с «Шари-Вари» на цирковой фестиваль. А уже через два месяца после окончания вуза он работал в Москве... альпинистом. До сих пор вспоминает, насколько это было интересно. Заработал денег, приехал в родной город – и снова в цирк!
Нравится Юре тренерская работа, которую он сейчас ведет в своем родном «Шари-Вари». Занимается с ребятами 9-13 лет. Его группа носит громкое название «Гладиаторы». Пока это только общая и специальная физическая подготовка, «нащупывание» циркового жанра, к которому у ребенка есть предрасположенность. Примером – и как тренер, и как воспитатель – для него остается руководитель цирковой студии «Шари-Вари» Татьяна Андреева.
Он хотел пожить в Ангарске год, но сейчас считает, что этого будет мало. Ведь у Юрия Трофимова теперь новая цель – передать своим воспитанникам все, что умеет сам, все, чему научился на профессиональной арене.