Это только кажется, что после окончания творческого сезона жизнь в культурных учреждениях приостанавливается. Она лишь чуть-чуть замедляется. По крайней мере, в глубине Дворца культуры «Нефтехимик» творческая жизнь кипит не менее бурно, чем осенью, зимой или весной. Участники коллективов дворца сейчас работают сразу над двумя большими рок-операми: восстанавливают обещанного к показу прошедшей весной, но не состоявшегося «Иисуса Христа – суперзвезду» Эндрю Ллойда Уэббера и репетируют новый музыкальный спектакль «Было или не было» по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». О том, как идет работа над рок-операми, рассказала Елена Лелюк, режиссер-постановщик спектаклей, руководитель студии «Ретро» и ансамбля «Элегия», на плечи солистов и участников которых легла вся вокальная нагрузка.
– Елена Петровна, вы берете для постановки неоднозначные, нашумевшие произведения. Культовый «Иисус Христос – суперзвезда», скандальный «Парфюмер», теперь – мистический «Мастер и Маргарита». Как вы выбираете, что ставить? По каким критериям идет отбор материала?– Что ставить – самый больной вопрос. Он, как правило, возникает в процессе работы над текущей постановкой – а что мы будем делать дальше? Сейчас он тоже актуален и остается открытым. К сожалению, хорошие музыкальные спектакли и рок-оперы, которые хотелось бы поставить, встречаются редко, их можно пересчитать по пальцам. Критерием служит качество материала, первоклассная музыка, заставляющие размышлять тексты, сложность, которую интересно преодолевать, – фраза о том, что легких путей мы не ищем, стала крылатой в коллективе. Давно привлекает, к примеру, рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоаккина Мурьеты». Там великолепная музыка, но слишком уж мрачный, тяжелый сюжет.
– А почему вы обратились к произведению Булгакова – ведь удачных постановок по «Мастеру и Маргарите» еще меньше?
– Здесь все сошлось. «Было или не было» не совсем обычная для нас постановка. Это не рок-опера, а, скорее, музыкальный спектакль. «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, которого мы первый раз показали в 2011 году, и «Парфюмер» Игоря Демарина, премьера которого состоялась на сцене «Нефтехимика» в ноябре прошлого года, получились достаточно статичными. А здесь будет много действия, актерской игры, театральности. Танцевать придется даже хору! Больше действующих лиц. К тому же эта постановка более сложная в вокальном плане, чем тот же «Парфюмер». Мои вокалисты уже убедились, какие сложные многоголосые хоры в новом спектакле. Очень интересна музыка, аранжировкой которой занимается Виктор Жеребцов. После работы над двумя рок-операми это будет новый опыт для нашего коллектива. Чтобы он получился успешным, каждому участнику проекта придется повышать свое мастерство.
– Каждая ваша постановка рассказывала известные истории по-своему, отличаясь от оригинальных версий. Будет ли в новом спектакле смещение смыслов и в какую сторону?
– Мы постараемся донести до зрителей наше понимание романа Булгакова. На мой взгляд, в других рок-операх по «Мастеру и Маргарите» (а их существует несколько, в том числе создаваемая в течение четверти века Александром Градским) не раскрывается образ Понтия Пилата – человека, из-за которого Мастер написал свой роман. На нем будет сделан акцент. И вновь мы обращаемся к образу толпы, невежество и бескультурье которой приносят гораздо больше зла, чем сатана вместе со своей свитой. Те, кто увидит спектакль, не захотят больше быть с толпой, которая не дает себе труда ни задуматься, ни прислушаться к иному, чем у нее, мнению, – по крайней мере, очень хочется на это надеяться. Интересно, что в этом смысле получились эффективными и «Иисус», и «Парфюмер». Знаю, что после «Иисуса» многие наши зрители и артисты стали ходить в церковь. Однажды после спектакля ко мне подошел убежденный, судя по внешнему виду, рокер и заявил, указывая на сцену: «Вот за ним я готов пойти!». «Парфюмер» показал публике, что маньяками и преступниками не рождаются, их творит само общество. Зрители признавались, что от этого понимания им становилось неуютно.
– Когда мы сможем увидеть премьеру нового спектакля?
– В нынешнем сезоне мы представим ангарчанам сразу две работы. В октябре – обновленную рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», которую по независящим от нас обстоятельствам не удалось показать в мае. Репетиции идут полным ходом. А премьера музыкального спектакля «Было или не было» запланирована на ноябрь 2014 года. В обеих постановках заняты коллективы Дворца культуры «Нефтехимик» – подобный симбиоз не раз давал хорошие результаты.