Мы не раз рассказывали нашим читателям о достижениях воспитанников педагога дополнительного образования Станции юных техников Михаила Жаврина. На протяжении многих лет Михаил Анатольевич учит кружковцев улавливать идеи своих изобретений и находить им практическое применение. Сегодня мы попросили рассказать Михаила Жаврина об увлечении, которое стало делом всей его жизни.
Любовь к технике с детства
– Наша семья жила в городе Бийске, мои родители работали на табачной фабрике, которая располагалась рядом с нашим домом. Так уж вышло, что это предприятие заменило мне и детский сад, и школьные кружки, – рассказывает Михаил Анатольевич. – Я имел свободный доступ на территорию фабрики, с большим удовольствием изучал работу станков и всевозможной техники. Особую радость мне доставлял американский трактор, в то время такие машины встречались крайне редко. То, что фабрика выпускала табачные изделия, не вызвало у меня пагубной привычки. Напротив, видя, как самоотверженно работают люди, я научился быть дисциплинированным.
Михаил Анатольевич с улыбкой вспоминает про свои мальчишеские изобретения – самодельные часы, кораблики, автоматически открывающиеся шторки и дверь в сарае, где хранился велосипед, а также купленный на первые самостоятельно заработанные деньги катушечный магнитофон «Яуза», который он подключил к часам, и тот стал будить его по утрам: «Миша, доброе утро! Пора вставать!»
Золотые руки
Умение Михаила разбираться в технике любой сложности по достоинству оценили друзья, знакомые, соседи Жавриных, которые считали его мастером-золотые руки. Он быстро и качественно ремонтировал всё, что ему приносили: утюги, радиоприемники, телевизоры. А электроплитки чинил так, что они больше не перегорали.
– Я обнаружил в них заводской дефект, – вспоминает Михаил Анатольевич. – Деталь из нихрома крепилась прямо на болт, из-за чего в этом месте происходил перегрев, и плитка выходила из строя. Я же приварил кусочек медного провода к нихрому, а после к контакту, таким образом устранив неполадку. Плитка после такого усовершенствования работала как новенькая!
После школы Михаил Жаврин получил профессию фрезеровщика, работал на заводе в инструментальном цехе, где овладел смежными профессиями. Он говорит, что полученные на производстве навыки очень пригодились ему во время службы в ракетных войсках. Техника там была очень серьезная, напичканная электроникой. Михаил Анатольевич изучил ее основательно, а все микросхемы научился запоминать наизусть и привычку эту сохранил до сегодняшних дней.
Ангарские Кулибины
Демобилизовавшись, Михаил Жаврин переехал в Ангарск и практически сразу устроился в опытно-конструкторское бюро автоматики (ОКБА). Поначалу работал фрезеровщиком, затем инициативного и трудолюбивого работника пригласили в научно-исследовательский отдел.
Михаил Анатольевич занимался электроникой, постоянно вносил рацпредложения. К примеру, разработал уникальную схему двигателя переменного тока, которая была простой и очень эффективной. По его словам, изобретения у них шли по плану, а каждое новое изделие было защищено патентом, тогда это были авторские свидетельства.
Работу в ОКБА инженер-разработчик Михаил Жаврин совмещал с обучением детей в кружке вычислительной техники на Станции юных техников. В 90-е годы во время перестройки работа на СЮТ стала для Михаила Анатольевича основной. Вскоре энтузиаст Жаврин организовал на базе Станции юных техников детское конструкторское бюро «Маленький принц», где школьники в возрасте от 7 лет занимаются радиотехникой, вычислительной техникой, конструированием.
– Нам удалось создать модель ОКБА в миниатюре. Мои воспитанники учатся работать во многих компьютерных программах, которые вполне можно было преподавать вместо информатики в школах. У некоторых ребят уже есть свои собственные изобретения. В конце июля мы с моим учеником 12-летним Владом Коренем (он является автором запатентованного изобретения «Игрушечная автострада электроприводных транспортных средств») едем по приглашению на инновационную выставку в Китай. После участия Влада в международной выставке «Архимед», где его работа была отмечена бронзовой медалью, иностранцы нас завалили приглашениями. Дело в том, что принцип работы игрушечной автострады может быть эффективно использован в управлении троллейбусами, которые смогут свободно обгонять друг друга, переходить на другие линии. В России внедрить ноу-хау вряд ли удастся, а вот предприимчивые китайцы, если уловят идею изобретения, могут быстро ее применить и после нам же продать.