24 июня состоялась очередная официальная сессия Думы города Ангарска.
В её работе приняли участие 19 депутатов. В повестке было заявлено 16 вопросов.
Директор МУ «Служба заказчика» Любовь Субботина рассказала депутатам о том, как реализуется ведомственная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории г. Ангарска на 2010 год». Общий объем финансирования программы – 19,8 млн руб. Деньги немалые, причем, подобные же суммы выделяются из городского бюджета в течение нескольких последних лет. При грамотном хозяйском подходе этих средств вполне бы хватило на функционирование системы автоматизированного управления дорожным движением (АСУДД), это было фактом жизни нашего города несколько лет назад. Теперь не те времена – бюджетные деньги выделяются по-прежнему, а «зеленой волны» нет как нет (единственная улица – Ленина, – работающая в этом режиме, не в счет).
Обоснование Любовь Субботина дает такое: «На сегодня для внедрения «зеленой волны» в масштабах всего города требуется дооборудование системы светофорными объектами, требуется проведение обследования транспортных потоков – т.е. пока это не представляется возможным, бюджет не позволяет». У специалистов, которые занимались АСУДД в годы ее расцвета в Ангарске, на этот счет другое мнение, другие прогнозы и цифры затрат – но их опыт городской администрации ни к чему. Потому мы и продолжаем отстегивать по 20 млн в год на эксплуатацию светофорных объектов (плюс ввод нескольких новых), содержание дорожных знаков и нанесение разметки. Не жирновато ли? Хотя эффект действия программы, по мнению Любови Васильевны, налицо. За пять месяцев текущего года 10 погибших на дорогах Ангарска (за аналогичный период прошлого года – 14). Также, по словам директора МУ «Служба заказчика», наблюдается снижение количества ДТП на 12 случаев и пострадавших в ДТП на 6 случаев. На самом деле картина несколько иная – случаев ДТП стало больше (88 за 5 мес. 2010 года против 84 случаев в 2009 г.), так же, как и количество пострадавших в них (90 и 85 соответственно). Этой, без сомнения, досадно-случайной дезинформации, озвученной на Думе, могло бы и не случиться, если бы руководителя «Службы заказчика» не бросали на все амбразуры городского народного хозяйства. Странно, но на официальной сессии Думы по этому вопросу выступить было, увы, некому. Не было в зале представителя ГИБДД, у которого можно было бы спросить, насколько эффективно и целесообразно тратятся бюджетные деньги на дорожную безопасность.
Не счел нужным озвучить свое мнение по этому вопросу и замглавы города, начальник транспортного отдела и т.д. Чиновников – рать, а вопросом заниматься некому, потому все делается «в одну каску».
Депутаты несколько оживились, когда речь зашла о содержании автомобильных дорог. Мучка, которой посыпают дорожное полотно зимой, забивает ливневку. Летом и весной устранять последствия безобразной зимней очистки дорог дорого и трудоемко (что творилось прошедшей зимой на автомагистралях города, еще свежо в памяти – ни одна дорога по своему состоянию не соответствовала норме, хотя на уборку из бюджета были выделены десятки миллионов рублей, кроме того, на те же цели выделялись дополнительные средства). Летнее содержание дорог – это 12 млн руб. На сегодня они практически израсходованы. Как быть, людям хочется ходить и ездить по чистому городу, – сетуют депутаты. И тут же по-барски щедро решают эту проблему голосованием: рекомендовать администрации выделить дополнительные средства на летнее содержание дорог. 11 голосов – «за», 8 – «против». Вопрос прошел, а вслух спросить забыли: кто ответит за зимний бардак и «растаявшие» под весенним солнцем миллионы?
Интересным оказался третий вопрос повестки – о внесении изменений в бюджет города на текущий год. Земельного налога с граждан, по прогнозам ИФНС, в текущем году будет собрано на 16,4 млн руб. больше прогнозируемых цифр. Расходы бюджета увеличатся почти на 49 млн руб. Более миллиона рублей выделено на ремонт общежитий в 89 и 47 кварталах.
Около 25 млн руб. снято с раздела «Благоустройство» (капремонт и строительство автомобильных дорог); т.к. «по предложению администрации города, предусмотренной суммы бюджетных ассигнований в 2010 году недостаточно для выполнения технически законченного этапа по строительству улицы Рыночная на каком-либо определенном участке». С таким «обрезанием» не согласился депутат Медко, напомнив коллегам, что следующей весной Ангарск отмечает свой юбилей, за оставшиеся летние месяцы 2010 года можно отремонтировать хотя бы часть разбитых внутриквартальных проездов – об этом депутатов просят жители города. Предложе-ние Антона Медко прозвучало в пустоту, на него глава города отозвался, как персонаж из сказки «Колобок»: «Мы уже по сусекам поскребли. Ничего нет. И взять негде». Взять есть где – в банке, например, как это делает администрация, когда интерес к вопросу имеет. Сейчас ей недосуг, а перед юбилеем, ранней весной, она будет метаться, как ошпаренная, латая дыры в асфальте.
Сейчас «лишних» денег нет, зато они нашлись на внеплановую «дозу» в 60 млн на ангарскую стройку века – полуторамиллиардный «Ермак». Гуляем! А как иначе? Область и федеральный бюджет, судя по всему, покажут нам финансовый кукиш в обещанном софинансировании. Жаль, что господа Фалейчик и Зайцев не проявили в этом вопросе своих дипломатически-пробивных талантов, не порадели родному городу...
И еще одна немаловажная финансовая тема, которую большинство депутатов и администрация дружно хотели было замолчать. Председателю КСП Светлане Кажаевой, восстановленной на своем рабочем месте решением Ангарского городского суда, администрация города должна выплатить за вынужденный почти годовой прогул. По логике вещей, эти деньги нужно было бы обязать выплатить лично из зарплаты Леонида Михайлова – он подписал незаконное и скоропалительное решение Думы. Но Леонид Георгиевич не признает личной ответственности за убыток бюджетных средств. Он по этому поводу заявляет, не моргнув глазом: «Так решили депутаты». Тогда зачем нам глава, у которого нет собственного мнения, который умудряется содержать за счет бюджета двух председателей КСП, мало того, не выполняет решение суда (и не только по Светлане Кажаевой). Это достойный повод отстранить Леонида Георгиевича от должности – такое право депутатам дает 131 ФЗ. Правда, депутатам такие полномочия, выходит, ни к чему. Как, впрочем, и нашей прокуратуре, которая обязана была среагировать на бездействие главы. В общем, денежки из бюджета ушли, и никто о них, кроме депутата Жукова, не спросил. Вот такая получается коллективная безответственность – ни с Думы, ни с главы за убытки никто не спрашивает.
Еще один интересный вопрос повестки – об экономической эффективности управления муниципальными предприятиями города. С докладом по этому вопросу выступил замглавы города Вадим Семенов. Само собой, в его интерпретации картина получилась иной, нежели в заключениях КСП в 2009 г. по фактам проверки работы этих самых МУПов. В целом ситуация выходит тревожная. Во-первых, с «Ангарским трамваем». Некогда стабильное и передовое (причем в масштабах области и страны) предприятие находится на грани банкротства. И в 2009 году оно сработало с миллионными убытками, и за 5 месяцев нынешнего года в минусе на 9 миллионов. В чем причина, городским властям и депутатам разбираться, видимо, неинтересно. Из работяг этого предприятия последние годы жмут выполнение плана: давай доход, а как, нас не касается. В руководстве наблюдается кадровая чехарда. Плюс финансовый бардак, покрытый мраком. Разберутся ли в его причинах обэпники из области, еще вопрос. Например, дело о 14 миллионах, канувших на личный счет одного предприимчивого ангарского бизнесмена. Работы в итоге не выполнены, деньги, которые должно было заработать предприятие, исчезли. Куда, г-ну Семенову, например, неинтересно, т.к. «это не бюджетные деньги». В общем, «Ангарский трамвай» усиленно толкают к банкротству, при этом вслух заявляют, что допустить банкротство никак не можно: все-таки социальный транспорт. Вообще многострадальный трамвай в Ангарске много чего на своем веку пережил. Помнится, г-жа Суворова обещала рельсы в асфальт закатать, пересадив население на маршрутки. Все маршруты закатать, даст Бог, постесняются. А вот наименее прибыльные маршруты запросто закроют. Из экономии. Так проще, и на субсидии не придется раскошеливаться. А народ пусть пешком бегает, здоровее будет.
Говорил замглавы и о других МУПах. Например, о «процветающем» «Ипотечном агентстве». На кой это предприятие городу, неясно. За годы его существования очередь из нуждающихся бюджетников никуда не сдвинулась. Зато расходы налицо, и немалые. Зарплаты чиновников плюс бюджетные потери от безвозмездно переданного МУПу имущества. Что касается доходов в бюджет, то здесь как в известной сказке: «А мы молока не видали пока».
Помянул Вадим Николаевич и о ДРСУ, а также о казенном предприятии «Благоустройство». По мнению докладчика, с ними все в порядке – работают, зарабатывают. Хотя из двух этих «братьев» (сиамских близнецов? – авт.) городу вполне хватило бы «Благоустройства». Здесь г-н Семенов, на мой взгляд, лукавит. Сегодня есть решение антимонопольного комитета о незаконности передачи в субподряд работ ДРСУ. Казенное предприятие, по закону, может без конкурса брать тот объем работ, который способно выполнить самостоятельно. Передача же им работ в субподряд нарушает антимонопольное законодательство. Правда, об этом нелюбопытное депутатское большинство у докладчика не спросило, а он по существу и не ответил. Народным избранникам все равно, сколько стоит капремонт и строительство автомобильных дорог в городе. А цены-то завышены, как минимум, на 20 процентов. От 300 млн руб. немалая переплата из бюджета получается. Учитывая отсутствие конкуренции, сегодня можно устанавливать любые расценки. Был бы конкурс, цены были бы ниже – и АУС, и «Сибна», и ДРСУ, работая без посредников, выполнили бы эти работы за меньшие деньги.
ДРСУ сегодня тихо, но уверенно гробят. Предприятие платит налоги за все имущество (а оно до сих пор не передано). Из тандема ДРСУ – «Благоустройство» устроена классическая «карусель», за работу которой дважды накручивают накладные расходы.
Все эти вопросы могли бы стать предметом внимания КСП. Но ее работа в последний год, по сути, парализована. Правда о состоянии дел в городском хозяйстве не нужна ни властям, ни прокуратуре, ни губернатору.
К другим вопросам повестки. Депутаты внесли изменения в решение Думы «О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги МУПов», «О регулировании тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса», в положение о КСП (которым еще более выхолостили этот «контролирующий» орган).
Занятными оказались дебаты по вопросу «гарантий осуществления полномочий депутата» городской Думы. Депутат Моляров выступил с деловым предложением перенять опыт коллег из Уссурийска. Там для депутатов создан специальный денежный фонд: пришел гражданин к народному избраннику, высказал просьбу, a решить ее без денег затруднительно. В общем, подытожил Моляров, и нам такой фонд необходим.
С такими умозаключениями можно много до чего додуматься. Что же получается, в городской Думе, как на старом Московском тракте, платные услуги будут оказываться? Помнится, народных избранников в Думу не за тем звали...
Из оставшихся в повестке вопросов стоит упомянуть кадровый. Структура администрации продолжает прирастать новообразованиями: с 1 июля 2010 года вводится Департамент по социальной политике. А для полноты народного счастья и благополучия с 1 января 2011 года введут еще один Департамент – жилищно-коммунального хозяйства и строительства (вместо «Службы заказчика»). Общая численность администрации города составит 191 единицу. Боевая единица, однако...