Что фестиваль «Театральная осень на Байкале-2014» станет особенным, было ясно задолго до его начала. Во-первых, с 2013 года он носит имя своего создателя Леонида Беспрозванного, а это ко многому обязывает. А во-вторых, нынешняя встреча театралов на берегу питающего Байкал чистой родниковой водой Утулика стала двадцатой.
Поздравить фестиваль с юбилеем приехали старые друзья. Среди них – иркутские театры «Предместье» и «Диалог», «Экспромт» из Нижнеудинска, Театр книги из Усолья-Сибирского. «Театральную осень» уже трудно представить без ангарского Театра масок Дворца культуры «Энергетик». Алексей Пермяков, руководитель этого коллектива, работающего с таким необычным материалом, как поролон, не только привозит в Утулик новые постановки, но и является звукорежиссером фестиваля.
Четыре из одиннадцати принимавших участие в фестивале коллективов оказались новичками. Это ангарские театры «Родничок» и «Чуфело» Дворца творчества детей и молодежи, «Шкода» из китойской школы №11, а также иркутские «Бусинки». Из Ангарска приехали артисты цирковой студии «Шари-Вари» во главе со своим руководителем Татьяной Андреевой – они были не участниками, а, скорее, украшением фестиваля. Надо сказать, что лучшего момента для знакомства с «Театральной осенью на Байкале» эти коллективы выбрать не могли. А для фестиваля обретение новых друзей стало глотком свежей воды.
Очень давно здесь не появлялись актеры Таврического народного театра. Они приезжали в Утулик одиннадцать лет назад. Но память о чистоте этого места в омском поселке городского типа с удивительным названием Таврический жила – и поэтому их тоже можно назвать дебютантами фестиваля.
Ну и конечно, душа фестиваля – это возглавляемый Александром Говориным народный театр «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик», отметивший в этом году свое 60-летие. Люди, которые столько десятков лет находят в себе силы для постоянных сражений с мельницами. Неслучайно для своего выступления на торжественном открытии «Театральной осени» 20 августа в Доме культуры поселка Утулик актеры «Чудака» Владимир Путято и Сергей Метелкин выбрали образы Дон Кихота Ламанчского и Санчо Пансы. И уже на следующий день фестиваля свои размышления на эту тему вниманию зрителей представил театр «Экспромт» в спектакле «Последний Дон Кихот» по пьесе Марины и Сергея Дяченко.
За эти шесть наполненных волнениями, откровениями, ожиданиями и даже разочарованиями (без этого не обходится) театральных дней фестиваль значительно расширил свои границы. Актеры работали не только в помещениях клуба поселка Утулик и игровой комнаты турбазы, где они оборудуют для себя сценическую площадку после обрушения местного клуба. Спектакли представляли на летней эстраде (танцевальной площадке), а ангарский «Родничок» показывал свои «Плутни Скапена» на пленэре, выбрав удобную полянку возле благоустроенных корпусов турбазы. И, как всегда, в знаменитом утуликском «Саду Ириды», созданном художником Николаем Осипенко.
В этом году на территории турбазы специально для фестиваля появилась большая белая палатка со сценой, свежестругаными лавочками и посыпанным мраморной крошкой полом. Так профсоюзный комитет Ангарской нефтехимической компании компенсировал участникам отсутствие клуба. Он же предоставил театру «Чудак» необходимый транспорт. Управление социально-культурной сферы АНХК, как и директор ДК «Нефтехимик» Татьяна Бачина, заинтересовано в проведении фестиваля и специально выделяет шесть дней в конце августа, чтобы сюда могли приехать не только актеры, но и все желающие стать зрителями. А они порой прибывают издалека: не только из Иркутской области, но и из других регионов России.
Вместе с «чудаками» публика побывала на дальневосточном острове Рикоту, где не верят в существование Москвы и России, на тренировке женской команды по гандболу из «Предместья». «Бусинки» показали путь к фантастической станции, где исполняются все желания, усольский Театр книги Валерия Туровца пригласил встретиться в детстве, а театр-клуб-студия «Диалог» и литературный театр «Слово» заставили поплутать по поэтическим лабиринтам любви.
В создании спектаклей участвовали четыре заслуженных работника культуры Российской Федерации. Этого высокого звания удостоены режиссер ангарского молодежного театра «Родничок» Тагир Хамитов, руководитель народного театра «Экспромт» из Нижнеудинска Галина Каминская, режиссеры народного театра «Предместье» Лариса Серикова-Киркица и театра-клуба-студии «Диалог» Валентина Просекина из Иркутска.
Но и им приходилось бледнеть перед встречей с членами профессионального жюри за «круглым столом с острыми углами», где происходил нелицеприятный разбор фестивальных работ. Как всегда, здесь соблюдалась закономерность: чем профессиональней спектакль, тем придирчивее были москвичи, желая довести постановки своих коллег-любителей до совершенства.
В который раз на фестиваль приехали кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры России Валерий Тришин и режиссер, педагог, доцент кафедры режиссуры Российского университета театрального искусства (ГИТИС) Михаил Али-Хусейн. И если они видели эволюцию завсегдатаев театрального Утулика, то их коллега – член совета при президенте РФ по культуре и искусству, доктор искусствоведения, профессор Дмитрий Трубочкин, приехавший сюда впервые, – только знакомился с «Театральной осенью на Байкале» имени Леонида Беспрозванного. Поэтому именно от него хотелось услышать, получился ли, удался ли фестиваль.
– Я совершенно поражен здешней природой, красотой этих мест, суровым Байкалом, мохнатыми горами, капризной погодой, этими бескрайними просторами, приветливостью и гостеприимством сибиряков, – признался Дмитрий Владимирович. – Как хорошо, что здесь собираются люди, которые очень любят театр, которые дружат ради этого. Есть такие замечательные поэтические слова: «Чистая вода театра». Есть театры чопорные, золотые, с ложами, бархатом и так далее, – но если в них нет чистой воды театра, туда неинтересно ходить. А в этом прекрасном месте, рядом с Байкалом, чистая вода театра есть. И ради нее стоит лететь пять часов, потом еще пять часов ехать!
Несмотря на окружающую фестиваль красоту и симпатии, возникшие во время мастер-классов и неформального общения с участниками, жюри было беспристрастно. В этом году они выбрали только четырех победителей традиционного актерского конкурса имени бабы Кати (заслуженной артистки России Екатерины Евгеньевны Барановой). И два из них привезли в Ангарск актеры театра «Родничок». Одну «Бабу Катю» вручили 15-летнему Максиму Гореславцу, сыгравшему главную роль в спектакле «Плутни Скапена», а вторую получила Елена Берестенникова, представившая зрителям моноспектакль по воспоминаниям Марины Цветаевой «Моя семья», – это была ее первая самостоятельная работа за 20 лет, которые Лена провела в «Родничке».
Приз имени «Бабы Кати» уехал также в Нижнеудинск вместе с актрисой театра «Экспромт» Еленой Курбатовой, исполнившей роль жены Алонсо Кихано Альдонсы, которая и оказалась последним донкихотом. И еще одним обладателем высокой награды стал Азат Фазулин из Таврического народного театра – за роль актера Смирнова в инсценировке по рассказам Антона Чехова «Грехи наши тяжкие...»
Члены жюри единогласно выделили два самых сильных, по их мнению, спектакля. И снова Ангарск доказал, что наши любительские театры – одни из самых лучших в области. Публика была поражена живыми куклами комплексного театра «Чуфело» Любови Багрийчук, впервые приехавшей на фестиваль со своими ребятами. Любовь Ивановна не меньше была поражена высокой оценкой ее работы – ведь она привезла сюда даже не спектакль, а эстрадную программу, посвященную нынешнему юбилею театра (весной ему исполнилось 25 лет).
Впервые в истории фестиваля, на котором стараются избегать пьедестала победителей, решено было учредить Гран-при. Для этого были причины: звания «Событие фестиваля», по мнению жюри, был достоин спектакль народного театра «Чудак» «Сирена и Виктория» в постановке Леонида Беспрозванного.
Как заявил Михаил Али-Хусейн, увидев в программе фестиваля эту строку, он внутренне напрягся: удастся ли донести до зрителей смысл пьесы, написанной в конце прошлого века Александром Галиным, не самой сильной у автора и поставленной почти полтора десятилетия назад? Но «чудаки» доказали: актерская школа Леонида Беспрозванного жива, а эта постановка сегодня приобретает новые смыслы и остается по-прежнему интересной. Трое актеров «Чудака» – Наталья Андриенко, Наталья Васильева и Сергей Метелкин – были также названы лучшими артистами фестиваля.
Фестиваль сохраняет традиции, заложенные много лет назад. Это вечера при свечах и кофе с лимоном в неизменном театральном кафе «Палатка №6», где театралы собираются после наполненного событиями дня. Это зажженные свечки, пускаемые по ночной реке на маленьких корабликах. Это поэтические и музыкальные вечера, это веселые капустники с уморительными самопародиями и неизменная театральная дружба. Это игрушечный медвежонок Кузя, подаренный после первого привезенного на фестиваль «чудаками» в 1990 году спектакля «Красный уголок» по Марку Розовскому старейшей актрисе театра Татьяне Шляпневой, сыгравшей за 50 лет в театре 99 ролей, и хранимый ею до сих пор.
И нововведения вроде того же Гран-при, приглашения дебютантов или завершающего фестиваль фейерверка не подрывают памятной многолетней атмосферы, которая окружает это намоленное место. И, как сказала на закрытии директор «Театральной осени на Байкале» имени Леонида Беспрозванного, начальник отдела по культуре администрации АМО заслуженный работник культуры России Елена Кириченко, очень хочется надеяться, что он будет жить еще долгие годы.