В прошедшую пятницу, 5 сентября, в микрорайон Китой потянулась целая вереница машин. Ветераны Великой Отечественной войны, руководители ветеранских и патриотических организаций и другие неравнодушные люди приехали в поселок для того, чтобы отдать долг памяти 20-летнему юноше, погибшему в 1942 году.
О том, что на старом китойском кладбище, вокруг которого сегодня плотной стеной стоят частные дома, похоронен военный летчик, узнала местный краевед Людмила Фаткулова от одного из старожилов. Фактически это место уже и кладбищем-то не считается. Проезжая дорога, а рядом – несколько стареньких памятников. Среди них, правда, выделяется один – высокий, тяжеловесный. Как рассказала Людмила Владимировна, эту глыбу в 60-е годы своими маленькими ручонками соорудили ученики 5-6 классов местной школы. Лежат под памятником китойские партизаны времен гражданской войны, зверски замученные каппелевцами.
Теперь появился еще один добротный памятник, изготовленный военно-мемориальной компанией. Даты жизни 1922 – 1942 гг. Имя – Евгений Иванович Дергунов. А вместо фото – военный самолет времен Великой Отечественной.
Собрать по крупицам информацию о летчике помогли старожилы и школьный патриотический поисковый отряд «Пересвет».
Евгений Дергунов родился в селе Шадрино Минусинского района. До войны поступил в летное училище в городе Бердске. Для того, чтобы оттачивать навыки в полетах, был направлен в 23-й запасной полк (в/ч 289) на станции Белая. Молодой сержант (это сейчас после училища выпускаются лейтенанты) часто писал письма домой. Прислал и фотографию. На карточке на фоне самолета ДВ-3 четверо солдат. Два летчика в шлемах и два механика в пилотках. Эта фотография оказалась единственной. Вскоре после нее родные получили «похоронку» – Евгений разбился при выполнении учебного полета. Похоронили его на китойском кладбище. С воинскими почестями. Старожили запомнили эти похороны. К счастью, металлический памятник уцелел во время страшного наводнения в 1960 году.
Имена остальных, покоящихся здесь, неизвестны. А ведь кроме летчика тут, по словам Людмилы Фаткуловой и директора школьного музея Галины Кутявиной, похоронены эвакуированные из блокадного Ленинграда дети, не дожившие до оказания помощи в больницах Иркутска. Умерших выносили из поезда на станции Китой и хоронили на местном кладбище. Сколько их – никто не знает. Говорят, один из старожилов вел амбарную книгу, куда записывал жертв войны. Но сейчас дедушки нет в живых, а книга исчезла еще в советское время.
На открытии памятника Евгению Дергунову присутствовали и местные старшеклассники, и младшие школьники, и ребята из патриотического отряда «Пересвет», и ветераны. Все уверены: территорию захоронений обязательно необходимо огородить, запретить по ней проезд. Школьники обещают навести здесь порядок.
Это по-настоящему важно для поселка-микрорайона, откуда в годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 289 бойцов. Живыми домой вернулись только 75. О погибших напоминает стела напротив ДК «Лесник». Первый памятник, созданный детьми, уже полсотни лет всегда стоит ухоженный. Прекрасный пример для будущих поколений.
Кладбище тоже должно стать своеобразным мемориалом. Ведь вечной памяти достойны не только военные, но и дети, и партизаны, и солдаты, умершие уже дома от боевых ранений.