Памятники как люди: у каждого своя судьба. Каким-то предначертано стоять на главных городских площадях и много лет блистать в лучах славы и людского внимания, какие-то украшают собой тихие улочки, другие возникают благодаря мимолетному политическому веянию и быстро исчезают в неспокойном океане истории вместе с породившей их властью. Есть и такие, которые волна фортуны выносит из бездны забвения, а потом вновь бросает туда одним росчерком чиновничьего пера. Сегодня на наших глазах решается судьба одной из самых известных архитектурных композиций города – памятника политкаторжанам.
Четыре мужские фигуры на бесконечной дороге в Сибирь… Первопроходцы, декабристы, ссыльные часто отправлялись по Московскому кандальному тракту в далекий суровый край не по своей воле. Не ища лучшей доли, они находили понимание и уважение у жителей российских окраин. Так уж распорядилась судьба, что первый памятник этим людям на Московском тракте был установлен в Ангарске. Произошло это в декабре 1965 года, когда по инициативе местной ячейки ВЛКСМ в городе был организован сбор средств для создания монумента политкаторжанам. Ангарская молодежь выходила на работу по воскресеньям, устраивала субботники, сдавала металлолом. А в это время в мастерской ангарского архитектора Анатолия Осауленко кипела работа. Мастер выполнил несколько макетов будущего монумента и после утверждения одного из них на худсовете приступил к отливу форм.
«Изначально монумент хотели выполнить в чугуне, – рассказывает Анатолий Кузьмич. – Но собранных комсомолом средств хватило на бетон. Предполагалось, что в будущем я отолью фигуры политкаторжан в металле». Шло время, никаких подвижек в этом деле не было, ну а после смены государственного строя и вовсе никто не заводил речи о переделке монумента. Да и все в городе привыкли к такому виду композиции – люди несли сюда цветы, а до основания Аллеи любви все свадебные кортежи непременно останавливались возле молчаливых политкаторжан. До 2001 года этот памятник был единственным на всем Московском тракте архитектурным монументом. Сведения о нем занесены в исторические сборники России. А вот как о памятнике писал ангарский поэт Валерий Алексеев:
Здесь, где толпы досужих туристов,
Сбившись в круг, как на сходке, галдят,
Изможденно глаза декабристов
Из гранитного камня глядят.
Как обычай возник, неизвестно,
Но, чтоб сбылись дела и мечты,
Перед свадьбой жених и невеста
Декабристам приносят цветы.
Значит, стоило, жизнь свою скомкав,
Не жалеть золотых эполет,
Чтоб оставить в сердцах у потомков
Нестираемый временем след.
Однако то, что неподвластно времени, легко решит человек, наделенный властью. Летом прошлого года в городской администрации было принято решение об основании возле памятника политкаторжанам Аллеи почетных граждан Ангарска. Территорию облагородили новой плиткой, позади монумента поставили новую композицию из металла. Подрядная организация так старалась выполнить работы в срок, что ее работники, укладывая плитку у подножия декабристов, для «аккуратности» подравняли им ноги, срезав фигурам ступни. Так строительные работы обернулись вандализмом. Это не осталось без внимания автора памятника. Пожилой архитектор попытался объяснить кощунственность такого обращения с монументом и директору МУ «Служба заказчика» Любови Субботиной, и начальнику департамента архитектуры и градостроительства Людмиле Сидоренко, и главе города Леониду Михайлову. То, что это не удалось, стало понятно спустя неделю после его обращения со страниц нашей газеты. Чиновники постарались исправить разрушенное – ноги спешно залепили строительной смесью. Осауленко схватился за голову – какой-то печник-самоучка налепил на босые ноги декабристов что-то типа галош! Чтобы как-то сгладить впечатление от такого «новшества», памятник покрасили в грязно-желтый цвет. Именно тогда Анатолий Осауленко и понял, что одними разговорами о сохранении художественной ценности композиции делу не поможешь. «Любые самодеятельные привнесения ведут к нарушению моего авторского права, – говорил он. – И я готов в суде доказать незаконность таких вот издевательских залепух!» До суда осенью прошлого года дело не дошло. Неоднократные переговоры в кабинете главы города привели к тому, что Осауленко пообещали провести реконструкцию частично разрушенного монумента. В сентябре 2009 года Леонид Михайлов сказал, что на эти цели будут выделены средства из денег, перечисленных Федерацией за звание «Самый благоустроенный город России». Как вариант – отчисление из городского бюджета. По имеющейся смете на реставрацию монумента требовалось около 2 миллионов рублей, в случае реконструкции (отлив в чугуне) – около 4 миллионов рублей. С того времени этот вопрос находился на контроле у руководителя «Службы заказчика» Любови Субботиной. С самим Осауленко проблема обсуждалась не единожды, последний раз такой разговор в кабинете у Михайлова состоялся накануне празднования юбилея Победы. «Уже тогда мне дали понять, что ситуация с памятником неоднозначна. Вопрос будет отдан на откуп депутатам, и от их решения зависит – быть реставрации или нет, – говорит архитектор. – До этого рассматривались разные варианты ведения работ. Было предложено снять верхний слой пескоструйной машиной. Я высказал свои опасения, что такая обработка слишком груба и это может повредить пластике форм. Пробы показали мою правоту. В тех местах, где поработала машина, теперь лысеет бетон. После воздействия пескоструйки сжатый кулак человека потерял заданную форму, часть пальцев оказалась уничтоженной. Об этом я и сказал в разговоре перед 9 Мая. Надо действовать аккуратнее, снимать слои вручную. Я уже нашел инструменты для этого, настроил себя морально на долгий кропотливый труд. Конечно, без помощников не обойтись. Но перво-наперво надо было найти подходящее помещение. Насколько я понял, у администрации города были какие-то договоренности с руководством РМЗ. Нашлась даже неликвидная бронза для литья, но потом остановились на более дешевом чугуне».
Что значит для Осауленко памятник политкаторжанам? Главное дело жизни, давшее ему признание и уважение земляков. Есть в его профессиональном багаже и бюст Дзержинского (установлен в 205 квартале, напротив отделения милиции), и 11-метровый памятник Ленину (возле управления АЭХК), и памятник Карлу Марксу (промплощадка ТЭЦ-1), и стела в честь награждения Ангарска в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени (парк строителей). Но композиция на Московском тракте занимает особое место не только в жизни самого автора. По историческому и архитектурному значению она превосходит многие ныне существующие в городе малые архитектурные формы. Понимают ли это те, от кого теперь зависит судьба монумента?
В прошлый четверг, 24 июня, на третьей сессии городской Думы депутаты рассматривали вопрос о возможности реставрации памятника. Как выяснилось, монумент не имеет технического паспорта, не стоит на балансе ни одного хозяйствующего субъекта, а значит, городской бюджет не может финансировать его содержание и ремонт. Проще говоря, памятник не имеет хозяина. Его нет в документах. Нет и никогда не было, следовательно, нет того, кто несет за него ответственность. Как такое могло произойти? Почему монумент, который искусствоведы называют архитектурным достоянием России, под чиновничьей лупой оказался иллюзией? Депутаты не стали искать ответы на эти вопросы. Они предложили начать процедуру признания объекта бесхозным, после чего принять его на баланс города. Так что речь о выделении денег из бюджета на ремонт можно вести не ранее следующего года.
Сама ситуация и трактовка проблемы является оскорбительной. У города, который уже начал подготовку к своему 60-летнему юбилею, есть, оказывается, бесхозные достопримечательности. К слову сказать, автор монумента уже ранее слышал от начальника департамента архитектуры Людмилы Сидоренко про отсутствие у памятника паспорта и «прописки». Почему эта проблема не была решена до обсуждения на сессии Думы? А еще Осауленко слышал в свой адрес обвинения в желании заработать на ремонте памятника, сомнительности своего авторства и неэффективности предлагаемых мер по реставрации. 42 года назад, когда политкаторжане появились на крутой излучине Московского тракта, скульптор и предположить не мог, что будет доказывать право на признание себя автором 10-метровой композиции. Прошли годы, и не требующая доказательств аксиома затерялась в дремучих лесах бюрократии.
Когда на прошлой неделе Анатолий Осауленко возил нас к памятнику показать повреждения монумента, он еще находил в себе силы шутить: «Что человек стерпит, то памятнику не выдержать! Я еще ничего, а мое детище из бетона крошится и рушится!» Но после решения депутатов городской Думы архитектор потерял надежду на благоприятный исход дела: «Перенесение ремонта на следующий год поставило крест на монументе! Мы с ним разрушаемся и вряд ли сможем протянуть до того момента, когда в бюджете наконец-то появятся деньги. В прошлом году мне тоже обещали средства на реставрацию, да не кто-нибудь, а глава города лично! И что из этого получилось? Ничего хорошего. Меня не станет, и возведенные на народные деньги политкаторжане вовсе окажутся забыты богом и людьми, исчезнут с лица земли, словно и не было их никогда. В бумагах чиновников их уже нет…»
В этих горьких словах сквозит неприкрытое отчаяние. Да и что еще может испытывать человек, глядя, как на глазах гибнет его творение? Сейчас, когда над монументом поработала пескоструйная машина, памятник выглядит особенно жалко – серо-буро-малиновую стену «украшают» черные проплешины. Возможный выход из создавшейся ситуации нам подсказал депутат городской Думы Антон Медко. Архитектор должен направить письменный запрос в комиссию по охране объектов культурного значения и обосновать необходимость срочной реконструкции памятника. А депутатская комиссия еще может изменить принятое решение и изыскать деньги до конца года. Ведь в следующем мы так много будем говорить о большом культурном и историческом наследии Ангарска…