Образование в нашей стране продолжает эволюционировать. Каждый учебный год приносит с собой очередные сюрпризы для российских школьников. Приятные или нет – зависит от настроя ученика и уровня его подготовки. В новом учебном году выпускников вновь ждут перемены в проведении государственной итоговой аттестации.
По поручению президента России Владимира Путина в этом году в школы возвращается сочинение как один из элементов итоговой аттестации. Точнее – успешная сдача сочинения наряду с освоением основных образовательных программ будет условием допуска выпускников к государственным экзаменам.
Итоговое сочинение по форме «зачет/незачет» станет промежуточной аттестацией и будет проводиться уже в декабре. В случае «незачета» пересдать сочинение можно в феврале и в конце апреля – начале мая. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды вправе писать вместо сочинения изложение.
Общие тематические направления сочинений уже определены. Их пять: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова); «Вопросы, заданные человечеству войной»; «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»; «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы». Даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть, что эти темы призваны показать умение автора мыслить и рассуждать о серьезных, «взрослых» вещах. И не только философствовать, но и подкреплять свои суждения примерами из произведений русской и мировой литературы.
В управлении образования администрации АМО, где на пресс-конференции были озвучены грядущие перемены, впрочем, уверены: писать сочинения в наших школах не разучились, эта работа в российских школах всегда была традиционной. Хотя в последнее время, в связи с усиленной подготовкой к ЕГЭ, этот навык был отодвинут на второй план.
К плюсам нововведения можно отнести то, что дети уже в первой половине учебного года смогут почувствовать себя выпускниками. Предстоящее сочинение – хороший способ замотивировать их, помочь стать более собранными, дисциплинированными, обратить более пристальное внимание на подготовку к ЕГЭ.
– Хотелось бы думать, – поделилась заместитель начальника управления образования администрации АМО Елена Гуренкова, – что возвращение сочинения в качестве элемента итоговой аттестации связано с тем, что страна наконец вышла на уровень практического патриотизма. Мы поняли, что нужно растить патриотов, осознающих себя членами общества. И только человек мыслящий может стать патриотом.
Скорее всего, сочинение будет проводиться с соблюдением тех же ограничений, что и собственно итоговая аттестация. Однако подробности написания сочинения школьниками и процедуры его оценивания пока неизвестны: в управлении образования ждут нормативных документов.
Планируется, что после проверки все сочинения будут храниться в единой базе данных. Выпускник сможет представить результаты своей «промежуточной аттестации» наравне с итогами ЕГЭ при приеме в высшие учебные заведения, которые решат, учитывать эти формы экзаменов в соответствии с правилами приема или нет. В таком случае вуз может запросить сочинение из базы данных и самостоятельно осуществить его проверку, дополнительно начислив до 10 баллов к результатам ЕГЭ абитуриента.