Правительство внезапно одобрило очередное изменение ПДД. Теперь с 1 июля 2015 года в ряде случаев водители могут покидать место ДТП. В действующие ПДД образца 1993 года вносится ряд поправок. До последнего времени за то, что водитель покидал место аварии, у него автоматически появлялись проблемы, связанные с частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ. То есть перспектива лишиться прав на срок от одного года до полутора лет или получить до 15 суток ареста. Даже если все участники происшествия не имели друг к другу претензий, закону было все равно: стойте и ждите сотрудника ГИБДД. Но столь радикальное требование провоцировало возникновение гигантских пробок из-за пустячных столкновений.
И вот правительство России решило наконец пойти навстречу здравому смыслу, интересам автовладельцев и автодорожному движению вообще. Теперь в ПДД указан перечень случаев, когда водитель не просто имеет право, а обязан после ДТП «изменить местоположение транспортных средств на проезжей части». Итак, разберемся.
1. Когда в аварии пострадали люди
В экстренных случаях участник ДТП обязан отвезти пострадавшего в аварии в ближайшее медучреждение. Но только если поблизости нет попутных машин и «скорая помощь» с полицией неизвестно когда приедут. Доставив серьезно раненного пострадавшего в больницу, водитель обязан там полностью «сдаться»: предъявить удостоверение личности, права и документы на машину. После чего он должен вернуться на место ДТП и ждать прибытия полиции. Но еще до вояжа в больницу ему необходимо зафиксировать местоположение всех относящихся к ДТП машин, предметов и ориентиров на местности с помощью средств фото- и видеофиксации. А также записать данные свидетелей.
2. Если обошлось без жертв
Когда же ДТП обошлось без жертв и пострадало только «железо», водитель обязан, а не «имеет право», убрать машину с дороги в случае, «если создается препятствие движению других транспортных средств». Предварительно, естественно, зафиксировав все на фото/видео. А далее, если участники ДТП согласны друг с другом в его причинах, они отправляются в ближайшее подразделение ГИБДД или полиции и там оформляют бумаги. Если не согласны — сообщают в полицию и ждут указаний из дежурной части. Либо к участникам ДТП вышлют наряд, либо им предложат явиться в отделение по вышеприведенной схеме.
Но теперь самое интересное. Даже на самый дилетантский взгляд, понятие «согласны, оформляемся в отделении» станет настоящим «Клондайком» для страховых аферистов. Особенно после повышения до 400 000 рублей максимального размера выплат по ОСАГО. Не исключено, что у отделов полиции будут выстраиваться очереди из участников ДТП, где в роли пострадавшей машины станет выступать подержанная премиальная иномарка, а в роли машины-виновника – древние «Жигули».
Впрочем, в Российском союзе автостраховщиков никаких особых неприятностей в этом смысле не ожидают: «Поправки в ПДД, разработанные ГИБДД, достаточно четко описывают алгоритм действий при аварии. Кроме того, поправки разъясняют проблемные моменты, которые раньше вызывали сомнения у водителя при оформлении ДТП по европротоколу – то есть без вызова сотрудников ГИБДД».
3. Разъезжаемся без объяснений
Осталось рассказать про еще один случай, когда граждане смогут без проблем для себя разъехаться после ДТП. Это возможно, когда в аварии повреждено исключительно имущество участников и «у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении… документов». То есть в случае «притерлись уже битыми бамперами» можно спокойно поступить по следующей схеме: вышли, поглядели и разъехались без претензий.
Алексей Батушенко