Городская дума в своем нынешнем депутатском составе отработала два года. Всякое было за эти два года: и шторм, и штиль переживали, и противостояния, даже лжесвидетельствование в зале суда в депутатском исполнении наблюдалось. Но дума работала, была законодательным органом местной власти. Почему я говорю об этом в прошедшем времени? Потому что время собственно работы прошло. Начались политические игрища. По подобию и проторенному пути бывшей районной думы. Это когда здравый смысл, личная совесть и интересы избирателей – побоку. Именно такое впечатление оставило сентябрьское думское заседание.
На нем присутствовали 17 депутатов. Обо всех вопросах повестки говорить не буду: большая часть их – это текущие рабочие вопросы. Один вопрос повестки заслуживает особого внимания. Жителям города стоит знать, как народные избранники – пофамильно – отстаивают интересы населения, как и за что голосуют (или не голосуют), какие аргументы при этом приводят.
Итак, вопрос, который саботировали десять из семнадцати депутатов (депутаты Дресвянский, Стрельникова, Дыдыкин, Константинов, Белоус, Иванова, Шарков, Беркут, Детышев, Кокоянин) – это внесение изменений в бюджет текущего года. Если быть точным, то этот самый вопрос удушили уже во второй раз – месяцем ранее, на августовском заседании думы, его также прокатили.
В бюджет города поступили средства в размере 225 млн руб. Большая часть этих денег – налоги, которые недоплатила ТЭЦ-10 в бюджет города (их размер определили по результатам проверки работы этого предприятия за 2009-2010 годы). Администрация города предложила депутатам распределить эти средства по нескольким статьям расходов (подробнее об этом скажу ниже). Когда заседание думы идет в нормальном рабочем порядке, без политических акций, вопрос внесения изменений в бюджет сначала голосуют за основу, а потом уже обсуждают каждую поправку: давать денег или нет на такую-то статью расхода. А когда вопрос надо тупо зарубить, поднимают руки «против» с самого начала, когда идет голосование за основу. Само собой, случайными такие вещи не бывают. Именно это и происходило 25 сентября на заседании Думы. В зале при этом, видимо, в качестве группы поддержки, присутствовали депутаты из новоиспеченной районной думы. Как только бюджетный вопрос зарубили, удовлетворенные районные коллеги вышли из зала.
Итак, десять городских депутатов проголосовали против того, чтобы 225 миллионов были израсходованы на городские нужды. Чем мотивировано их решение, выразить внятно они не смогли. Два закоперщика этого демарша – депутаты Белоус и Детышев (последний, к слову сказать, явился в Ангарск после двухлетнего отсутствия – бывший спортсмен присутствовал на заседании Думы в третий раз) – выразились так: зачем распылять деньги на какие-то мелочи? Вот если бы администрация города предложила нам какие-то другие, более глобальные социально направленные цели! Какие именно, сказать не готовы, пусть администрация сама придумает. Что конкретно имели в виду депутаты Белоус и Детышев – может, межевание участков на Луне? Так у городской власти совершенно конкретные, приземленные задачи и полномочия – обеспечить населению нормальные условия жизни.
Итак, на какие «мелочи» депутаты не стали распылять деньги и как это отразится нa жителях города? Большинством голосов они не предусмотрели 48 млн рублей «Ангарскому водоканалу». С такой суммой на возмещение выпадающих доходов предприятие обратилось в администрацию города. Тариф на холодное водоснабжение и очистку стоков ниже экономически обоснованного. Шесть лет назад правительство в целях борьбы с инфляцией и сдерживания социального напряжения запретило повышать тарифы на воду выше установленного предела. В соответствии с данным постановлением в 2013 году среднегодовой рост тарифа на холодную воду составил 3%, в 2014 году – 1,8%, что существенно ниже процента инфляции. Этот недополученный объем доходов мог бы возместить бюджет города. Кроме того, объемы потребления воды год от года снижаются: приборы учета научили людей экономить. В сложившейся ситуации водоканал недополучает выручку. Этих средств недостаточно. Во-первых, на зарплату работникам: по условиям коллективного договора зарплата должна как минимум индексироваться на процент инфляции, но и этого предприятие себе позволить не может. Во-вторых, на оплату долга основным поставщикам услуг. Долг водоканала перед управлением водоканализации и очистки сточных вод (УВК и ОСВ) АНХК на 1 октября составляет 25 млн руб., а через два месяца эта сумма вырастет до 37 млн руб. Несмотря на это, очистка стоков производится – видимо, под честное слово водоканала. УВК и ОСВ, как и водоканал, является предприятием жизнеобеспечения и, как любой хозяйствующий субъект, не должно работать ни в долг, ни в убыток. А значит, вправе подать в суд на водоканал. Решение суда, без сомнения, будет в пользу УВК и ОСВ. И тогда выручка водоканала, оставшаяся после зарплаты и налогов, пойдет на погашение долга. Тогда не на что будет обеспечить работу установки по ультрафиолетовому обеззараживанию воды, не на что будет закупать гипохлорид натрия, приобретать ГСМ и т.д. Наступит производственный коллапс, и людям впору будет ходить по воду с ведрами на коромысле на Ангару и Китой – такой видит перспективу директор «Ангарского водоканала» Алексей Денисюк. Чего добиваются десять депутатов – превратить водоканал из стабильно работающего предприятия в банкрота? Или вынудить предприятие поднять тариф и вывести людей на площадь? Об этом думцы вслух не говорили.
Вторая «мелочь», на которой, по мнению десяти депутатов, вполне можно сэкономить, это зимнее содержание дорог. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства просил 33 млн руб. Эти деньги необходимы потому, что городу передали участок дороги от старого китойского моста и участок М-53 в сторону Юго-Восточного, которые нужно теперь содержать за счет средств местного бюджета. Ранее на эти цели расходы не планировали. Кроме того, предусматривали уборку снега без вывозки, поливку химреагентами, посыпку на переходах и остановочных пунктах. Контракт на первое полугодие закончился, нужно заключать контракт на второе. Не дали. Хозяева, однако! С учетом того, что содержание дорог, в соответствии с 44 ФЗ, производится строго по конкурсу (а эта процедура занимает около двух месяцев), Московский тракт успеет по пояс зарасти снегом, прежде чем можно будет приступить к его очистке. Есть вариант – сделать для десяти депутатов именные лопаты и пустить их на уборку снега. Вот только осилят ли?
Зарубили расходы на часть проектных работ по строительству автомобильных дорог на 2015 год.
Кроме того, ДЖХКиС просил дополнительно 9,5 млн руб. на наружное освещение более двух десятков улиц города, в том числе в микрорайонах Цементный, Юго-Восточный, Байкальск – по исполнению решений суда (еще 2012 года, то есть михайловской администрации), а также по результатам сходов горожан и предложений, внесенных депутатами. ДЖКХиС оценил ситуацию в целом, было подготовлено техническое задание, разработана проектно-сметная документация. А депутаты проголосовали против.
Есть представление прокуратуры и письмо ГИБДД о том, что все пешеходные переходы должны быть оснащены ограждением на расстоянии 50 метров в обе стороны. Это большой объем работы, расчеты по нему произведены (стоимость работ составит около 19 млн руб.), представлены на думу. Увы! По мелочам депутаты не размениваются, а количество погибших на пешеходных переходах для них не аргумент.
К празднованию 70-летия Победы в городе был разработан план мероприятий, в том числе предполагалось украсить цветными электрическими гирляндами и панно полтора десятка улиц. Не дали. На устройство ледовых городков к Новому году на площади Ленина и в парке ДК «Современник» необходимы 3,6 млн руб. Та же фигура из трех пальцев.
Какие еще последствия влечет непринятие бюджета? Это неоказание помощи украинским беженцам. Напомню, в Ангарске размещено более тысячи беженцев из Украины. Для этих целей организовали пять пунктов временного размещения – в лагерях отдыха и здании больницы на Гагарина. Этот последний пункт – зона ответственности администрации города. Сегодня там проживает около двухсот человек. Людям нужно обеспечить нормальные условия проживания, сделать им документы, помочь трудоустроиться, наладить медобслуживание, устроить детей в сады-школы, накормить-одеть-обуть, снабдить самым необходимым. На эти цели из бюджета города можно было завести в резервный фонд 11,5 млн руб. Этих денег хватило бы в том числе на питание людей, содержание и необходимые ремонтные работы здания на Гагарина (до сих пор не заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, так как денег нет). Не заключены контракты. Беженцев кормят в долг, под честное слово администрации. Предпринимателей просили подождать до октября. Чем людей будут кормить, чем рассчитываться с энергетиками и проч.? Депутаты этот вопрос обсуждать не стали, сделав вид, что проблема рассосется сама собой. Было бы логично разобрать украинских беженцев по депутатским семьям. Но такой инициативы не прозвучало.
Зарезали приобретение пяти автобусов для перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам №1 и №5 (ранее, на августовском заседании, депутатам предлагали выделить «Ангарскому трамваю», которому переданы 7 уцелевших от пожара, но разукомплектованных автобусов, 8 млн руб. на строительство гаражных боксов для хранения автобусов – вопрос также рассматривать не стали).
Не дали 810 тыс. руб. на охрану общественного порядка – патрулирование казаками территорий парков и скверов. Не дали 15 млн руб. на приобретение автобусов, оснащенных для перевозки детей. Не дали денег на взнос региональному оператору, а значит, мы не получим средств на капитальный ремонт муниципальных квартир из областного фонда, так как нарушили условия договора. Депутаты не выделили обещанные 900 тыс. руб. в целях компенсации за проезд детям и молодежи к месту проведения соревнований, конкурсов. Не дали 10 млн руб. на социальную выплату для приобретение жилья 23 семьям, участникам программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования». Обделили на 2,4 млн руб. 500 детей из многодетных семей – им не выдадут проездные на автобус.
Десять депутатов своим голосованием лишили поддержки профессиональный спорт. Хоккейной команде необходимы были 48 млн руб. С октября платить зарплату нечем. С такой суммой выходили на августовскую думу. Затем согласительная комиссия срезала эту цифру без всякой мотивации до 28 млн руб. Но и этих денег команде не дали. Свое мнение по этому вопросу имеет директор МАУ «Ермак» Александр Белан.
Ангарский хоккей – это семь тысяч зрителей на трибунах, 800 ангарских мальчишек, мечтающих стать чемпионами. Это полувековая история ангарского хоккейного клуба, команда мастеров, в которой на сегодняшний день играют семеро ангарчан. Почему мы приносим все это в жертву политической сиюминутной выгоде и откровенной спекуляции? Упрек в том, что, кроме хоккея, в Ангарске ничего не развивают, несостоятелен. Давайте развивать, давайте участвовать в программах, использовать для этого депутатские полномочия. Неужели нужно поднимать другие виды спорта, только разрушив хоккей? У нас уже был печальный опыт в 90-х, когда перестали финансировать команду мастеров. Команда и школа – понятия неразделимые, одно без другого не живет. Сегодня не дали денег на содержание профессиональной команды (у нас, самой восточной команды Высшей лиги, – самый маленький бюджет, его катастрофически не хватает на перелеты к месту соревнований). Закроем команду – через два-три года хоккейной школы в Ангарске не будет. А 800 детей, физически крепких, ориентированных на командные интересы, окажутся на улице. К чему это приведет? Эту речь Александр Белан мог бы произнести на заседании думы, но слова ему не дали.
Проигнорировано предложение администрации города обновить парк «Ангарского трамвая», приобрести 7 вагонов. На этом думском заседании нужно было срочно распределить экономию, образовавшуюся по результатам проведения конкурсов. Например, только по внутридворовым проездам экономия составила более 12 млн руб. Теперь можно не торопиться – скоро снег ляжет… По мероприятиям департамента архитектуры экономия составила более 10 млн руб. Эти средства также можно было перераспределить и освоить, если бы в августе и сентябре вопрос не саботировали.
До нового года можно было бы купить на сумму 21 млн руб. для нуждающихся в жилье очередников десять квартир, предоставляемых по договорам соцнайма (средства на эти цели предлагали снять с дома на Восточной, который на сегодняшний день аварийным не признан). Хотели приобрести коммунальную технику для МУП «ЖЭТ-2» и «Ангарского трамвая» на сумму 18,4 млн руб. Не приобрели. Планировали дополнительно к выделенным ранее 2,2 млн руб. для ангарских садоводов в качестве поддержки дать еще 2,8 млн руб. Увы. На разработку ПСД для капремонта филиала №3 Центральной библиотечной системы в 63 квартале не дали 442 тыс. руб. Значит, в следующем году это здание не отремонтируют.
Если случится чудо и в октябре с третьей попытки, раскаявшись и усовестившись (или под давлением прокуратуры – новый прокурор, надо полагать, поставит вопрос о депутатском бездействии в принятии бюджета), дума примет-таки изменения в бюджет, провести конкурсные процедуры и выполнить по ним работы до нового года не получится – время упущено.
А в январе народные избранники, забыв про бревно в собственном глазу, будут сурово качать головами, обвиняя администрацию города в том, что она плохо работает.