Необыкновенным по простоте, глубине и силе воздействия на зрителей фильмом «Дирижер» режиссера Павла Лунгина открыл 26 сентября новый творческий сезон клуб друзей кино «Ракурс». В прошлом году после многолетнего перерыва он возобновил свою работу во Дворце культуры «Нефтехимик». И вместе с бессменным ведущим – киноведом Юрием Андрейчуком – сюда вернулись «старожилы» клуба, оставшиеся верными ему еще с 90-х годов.
В минувшую пятницу в малом зале дворца зрителей собралось довольно много – с момента воскрешения клуба такого количества людей здесь еще не видели. Причиной, видимо, стала неутихающая тоска ангарчан по хорошему, думающему кинематографу, доля которого в прокате сегодня стремится к нулю. «Дирижер», поступивший в российский прокат 29 марта 2012 года, до Ангарска так и не дошел.
– Мы приурочили показ «Дирижера» к Международному дню музыки, – рассказал руководитель клуба «Ракурс» Юрий Андрейчук, – и к очень важному для Ангарска событию – в этом году Дворец культуры «Нефтехимик» официально стал филиалом Иркутской областной филармонии. Этот фильм я считаю самым достойным произведением Павла Лунгина, незаслуженно незамеченным зрителями. Его многослойность сочетается с удивительно простыми режиссерскими решениями. «Ракурс» остается верен себе – мы показываем ангарчанам самое интересное, самое лучшее, что можно найти в киноиндустрии сегодняшнего дня.
«Дирижер» произвел на аудиторию колоссальное впечатление. Планировавшегося после показа фильма обсуждения не получилось: потрясенные увиденным зрители просто не в состоянии были связно говорить. Были слышны лишь благодарности в адрес организаторов.
Звучащая в фильме оратория «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона (Алфеева) стала и поводом для возникновения фильма, и причиной производимого им впечатления. Такой интерпретации у этого произведения еще не было. Плюс неизбежное воздействие древних стен Иерусалима, который становится одним из главных героев фильма. Именно здесь, под безжалостным, выжигающим солнцем, все становится очевидным. Дирижера Вячеслава Петрова и солистов известного симфонического оркестра поджидают события, которые раз и навсегда изменят их жизнь.
Фильм пронизан аллюзиями: от библейских, навеянных местом действия, до живописных – портрет отца, написанный повесившимся сыном дирижера, вызывает в памяти работу Ганса Гольбейна-младшего «Мертвый Христос в гробу» (о которой еще говорят персонажи романа «Идиот» Достоевского). Герои фильма уезжают из Иерусалима другими. И завершающий картину образ дороги также становится символичным.
Это и есть настоящее искусство – когда в результате сочетания многозначных, изобилующих ссылками образов мировой культуры рождается произведение настолько простое, что его понимает самый обычный человек, не претендующий на звание интеллектуала. И поэтому особенно жаль, что такой фильм, как «Дирижер», способный вернуть людям осознание простейших истин, остается недоступным широкой публике.