Слушателями совершенно уникальной музыкальной программы стали ангарчане в субботу, 4 октября. В рамках всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение-25» на сцене Дворца культуры «Нефтехимик» состоялся концерт Иркутского губернаторского симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Илмара Лапиньша.
Концерт этот стал не только данью признательности газете «Музыкальное обозрение», известной всем профессиональным музыкантам страны. Он ознаменовал грандиозное для Ангарска событие – официальное открытие в ДК «Нефтехимик» филиала Иркутской областной филармонии.
Концертная программа, подготовленная иркутянами, звучала здесь впервые. Вопреки установившейся много лет назад традиции, даже завсегдатаи филармонии ее еще не слышали.
По условиям фестиваля, посвященного 25-летнему юбилею национальной газеты о классической и современной академической музыке, в концерте могли звучать только произведения с числом «25». В итоге программу концерта составили редко исполняемые произведения известных композиторов сразу трех эпох.
Действительно, симфония №25 Йозефа Гайдна – кому даже из профессионалов она известна? В 5 классе музыкальных школ изучают предпоследнюю симфонию основоположника этого музыкального жанра – №103. А прозвучавшее в концерте трехчастное произведение наглядно иллюстрирует, как создавался жанр симфонии.
Кроме того, исполнение симфонии №25 требует мировоззрения, уже не свойственного современному человеку, – говорят, Гайдн был на редкость простодушным, добрым и очень светлым. Чтобы выразить это, исполнителям требуется значительная внутренняя перестройка.
Три последующие произведения были написаны авторами в возрасте 25 лет. Одно из них – концерт для фагота с оркестром основателя романтической оперы Карла Вебера – исполняется тоже очень редко. Наверное, мало кому из ангарчан до субботнего концерта приходилось видеть солирующий фагот – звучание непривычное, но впечатляющее. На сцене «Нефтехимика» с ним выступал заслуженный артист России Михаил Преображенский.
Следующим номером программы стал танец из балетной сюиты «Болт» Дмитрия Шостаковича. Историю создания этой композиции рассказала ведущая концерта, художественный руководитель Иркутской областной филармонии Марина Токарская. Балет «Болт» был показан на сцене только один раз, сразу же после премьеры его сняли.
Благодаря своему гению композитор ярчайшим образом представил индустриальную тему: зарядка на заводе, танец рабочих вокруг новой машины, поломка этого агрегата, которая вместе с любовными перипетиями (как без этого!) повлекла за собой увольнение главного героя и проложила ему путь в пивную. После жесточайшей критики, обрушившейся на балет, Шостакович, чтобы спасти эту музыку, создал из нее сюиту, услышать которую современному человеку практически негде, и только ангарчанам представилась такая возможность.
Еще больше оригинальности концертной программе добавили «Симфонические вариации» главы музыкального авангарда 20 века, польского композитора Витольда Лютославского. 25 лет ему исполнилось в 1938 году, и приближение катастрофы Второй мировой войны отчетливо слышится в его произведении. От безмятежного, светлого начала мало что остается – ему на смену приходит предчувствие страшных катаклизмов, тяжелое чувство тревоги. Оно передается и слушателям, не оставляя их и после резкого обрыва последнего такта.
Да, благодаря юбилею газеты «Музыкальное обозрение», креативности и таланту музыкантов губернаторского симфонического оркестра ангарчане – кстати, в зале был полный аншлаг! – смогли познакомиться с музыкальными произведениями, которые редко приходится слышать даже в мировом масштабе. И как хорошо, что этот концерт далеко не последний!