Областной конкурс «Лучший ученик года» отметил в этом году свое совершеннолетие. Впервые проведенный в Ангарске в 1996 году, он стал первым и в Иркутской области, и в России. Родился он вслед за другим конкурсом – «Учитель года», чтобы привести в гармонию этих двух субъектов образовательного процесса – ученика и учителя.
По признанию педагогов, стоявших у истоков конкурса, самым трудным было определить критерии, по которым можно выделить лучшего ученика. Ведь в наших образовательных учреждениях 18 лет назад, как и сейчас, было много умных и талантливых детей, обладающих самыми прекрасными качествами. Тогда на первое место поставили гражданскую позицию, любовь к своей малой родине и к родине вообще; на второе место – эрудицию; далее – лидерские качества; ну и конечно, творческий потенциал, креативные возможности, интересную личность. В последующие годы, в соответствии с требованиями времени, к названным добавились такие критерии, как умение работать в команде и отстаивать свою позицию.
К своему совершеннолетию конкурс стал одним из самых престижных не только в Ангарске, но и в области. Жаль, что на всероссийский уровень «Лучший ученик года» пока не вышел – но он совершенствуется с каждым годом, так что все впереди.
Нынешний победитель, учащийся 11 класса школы №4 Евгений Семенов, отвечает всем вышеперечисленным критериям. Но, чтобы это выяснилось, ему и еще 28 (?) лучшим ученикам ангарских образовательных учреждений в течение шести дней, с 27 сентября по 1 октября, пришлось преодолеть пять серьезных конкурсных этапов, а затем в пятерке сильнейших доказать свое первенство в финале. О том, как это происходило, сегодня Женя рассказывает нашим читателям.
– Женя, как получилось, что именно ты представлял на конкурсе «Лучший ученик года-2014» свою школу №4?
– Знаю, что в инновационных образовательных учреждениях проходят конкурсы «Гимназист года», «Лицеист года» – и победители автоматически отправляются защищать честь школы на городском конкурсе. У нас было по-другому. Заместитель директора Лариса Прошина сказала: «Женя, больше некому. Надо идти». А у меня нет привычки отказывать. В школе я веду концертные программы, являюсь ведущим внутришкольного клуба знатоков. Из-за бешеной занятости (два театральных коллектива – «Росток» школы №4 и «Чудак» ДК «Нефтехимик» – плюс тренировки) не участвую в жизни школьной демократической республики «Тэтра» (?) – просто не успеваю физически.
– Ты всегда был активным участником различных мероприятий или это качество воспитывалось постепенно?
– Если заглянуть в портфолио, то оно начинается с грамот, полученных еще в детском саду за участие в различных конкурсах и праздниках. С детства участвовал в театрализованных постановках, в мероприятиях лагеря «Здоровье», где отдыхал летом. В феврале будет три года, как я занимаюсь в театре. Наверное, это у меня от родителей, вернее от мамы, которая старается во всем участвовать и никогда не остается в стороне.
– При такой закалке конкурс «Лучший ученик года» не должен был тебя страшить. Ты легко взял эту высоту?
– Для меня это солидная вершина. Перед началом конкурса я определил для себя программу максимум – пройти в финал. Не ожидал, что пройду дальше: все участники конкурса заслуживали победы и были достойными соперниками. И каждый был уверен, что станет финалистом. Поэтому, опередив многих из них, я испытал смешанные чувства – несказанную радость и огорчение, вину за то, что ребята не прошли.
– Для участников «Ученика года» одним из самых трудных этапов обычно становятся дебаты. А у тебя какой из конкурсов вызвал сложности?
– По подготовке самым сложным стал первый конкурс – «Эссе». Нам предложили тему «Вопросы, заданные человечеству войной» и только один час на ее обдумывание и написание черновика и чистового варианта. Я до сих пор считаю, что проявил себя в этом конкурсе слабее других. А в дебатах мне, видимо, помогла привычка к публичным выступлениям. Хотя среди остальных участников было немало тех, кто чувствует себя на сцене уверенно. Вместе со мной вышел в финал мой друг по «Чудаку» Максим Алексюк из лицея №1, а ставшая вице-»Учеником года» Анастасия Вильяминова играет в театре у себя в гимназии №1. Кстати, в прошлом году также финалисткой конкурса была Валерия Кладовикова из нашего театра «Росток». В конкурсе дебатов «Поединок» самым томительным стало ожидание – у меня был двадцатый порядковый номер. Сам удивился, но в конкурсе на эрудицию, который традиционно считается трудным, у меня было больше всех правильных ответов – 14 из 25. Вопросы там были абсолютно из разных областей знаний, в том числе про памятник Петру и Февронии, открытый в Ангарске 1 августа, и про то, кто является сегодня мэром АМО.
Сложным показался мастер-класс – этап для финалистов. Накануне я отказался от своей первоначальной задумки и написал сценарий своего выступления только ночью, а утром, до конкурса, успел порепетировать у себя в школе с ребятами из 6-7 классов. Я провел театральный мастер-класс по мотивам сказки «Репка» – он задействует всех, сплачивает коллектив, раскрепощает, способствует концентрации внимания. В завершение я вручил лучшим актерам бумажных «Оскаров». Он прошел на одном дыхании, мне показалось, что на это ушло не более 2-3 минут, и я даже испугался, что мне не удалось использовать все время, отведенное на мастер-класс.
– Ты ожидал, что победишь?
– Нет, я до последних минут, уже стоя на сцене Дворца творчества детей и молодежи, получив букет и сертификат участника, был уверен, что это не я. Но, когда объявляли победителей, с моего места на сцене были видны наши с Настей Вильяминовой имена – листы, которые достали из секретных конвертов, просвечивались насквозь. Получилось, что я невольно за несколько секунд до оглашения итогов узнал, что стал победителем. И, наверное, это невольно отразилось на моем лице, потому что группа поддержки заранее начала громко радоваться...
– Действительно, у тебя не только самый лучший результат, но и самая громкая команда поддержки. По крайней мере, в зале Дворца творчества детей и молодежи, где проходили финальные этапы, они были ярче всех.
– Я сам не ожидал такой поддержки! Это было очень приятно и очень помогало. На конкурс самопрезентации поддерживать меня пришло четверо ребят, зато в одинаковых футболках и с воздушными шарами. А на финал – 15 человек – самая большая группа поддержки, да с плакатом! Он теперь, кстати, у меня дома.
– Став «Лучшим учеником года», ты сразу же попробовал себя в роли директора школы в День самоуправления, 3 октября. Эти события как-то связаны?
– Нет, директором меня «назначили» заранее. Из-за участия в конкурсе я не успел должным образом подготовиться к своему «директорству». Но все как будто получилось. В мои обязанности входило раздать подчиненным поручения и следить за их исполнением. Наблюдать за проведением уроков. Надо сказать, что директору пришлось нелегко – я оказался между двух огней: с одной стороны ученики, которые заменяли педагогов, а с другой – учителя, наблюдавшие за образовательным процессом.
– Женя, ты в выпускном классе. Определился с будущей профессией?
– Стою перед дилеммой: выбрать город или профессию. Я хотел бы учиться в Санкт-Петербурге, но туда не набирают студентов из Сибири в вуз, о котором я мечтаю, – институт МВД. Остаются Иркутск, Новосибирск, Омск, Екатеринбург – или другая специальность. Среди гражданских профессий привлекает психология. Вообще мне доставляет большое удовольствие нести людям добро, спасение. И я с этими качествами связывал профессию полицейского. С другой стороны, я всегда вижу перед собой человека – и, наверное, даже в преступнике. Какой в таком случае из меня офицер? Я хотел бы работать в такой структуре, где нужно радовать людей.