И вновь театр «Родничок» подарил ангарчанам встречу со старой мудрой сказкой. 12 октября во Дворце творчества детей и молодежи состоялась полупремьера спектакля «Про Иванушку-дурачка» по пьесе Михаила Бартенева.
К этому автору художественный руководитель и режиссер театра Тагир Хамитов обращается не впервые, вот уж в чьих произведениях действительно «сказка ложь, да в ней намек»! И если малыши разглядят здесь только смешных персонажей, дети постарше «считают» свой пласт намеков, то взрослые зрители смогут извлечь не один и не два полезных урока. Смотреть такое многоплановое произведение – одно удовольствие, которое значительно увеличивает свойственная актерам «Родничка» мастерская подача.
Первая версия этой сказки была показана театром еще в 2006 году. Потому и «полупремьера». Сейчас ребята, игравшие в том спектакле, уже заканчивают вузы. Однако как минимум два актера из того звездного выпуска были замечены среди зрителей.
В обновленном спектакле задействован уже третий состав «родничат», по-своему прочитавший пьесу. Да и изменившаяся с тех пор жизнь наложила на третью версию «Иванушки» свой отпечаток. Эта сказка действительно на все времена, как и всякое стоящее произведение. Та самая, на которых стоит воспитывать подрастающее поколение.
– Мир становится материальным, – говорит Тагир Хамитов, – духовного в нем остается все меньше. Об этом наш спектакль. Это о нас с вами сказано: «А вдруг не будет грабить? – Будет, что он, не человек, что ли?» Это мы, имея внутри ларец с золотом, продаемся за копейки. Это у нас не верят, что можно просто честно работать. А для Иванушки неписаным является правило: «От чужих денег пользы мало будет. Свои надо зарабатывать». Поэтому Иванушка в сказке дурачок, «неправильный», как и Медведь, не желающий есть людей. Здесь много слоев и символов – это сказка для взрослых.
С этим спектаклем «Родничок» собирается участвовать в V открытом фестивале детско-юношеских любительских театров «Театральный перекресток-2014», который пройдет в Екатеринбурге с 27 по 30 октября. До отъезда 24 октября постараются «обкатать» премьеру на публике, хотя, как опытный зритель, ответственно заявляю: спектакль получился очень интересный, ребята исполняют свои роли не только профессионально, но и с удовольствием, что опять-таки характерно для «Родничка» и придает его работам особое очарование.
И, как мне кажется, роль Иванушки-дурачка очень идет – в хорошем, разумеется, смысле – Данилу Врублевскому. Ему веришь сразу. Рубаха-парень, верящий всем на слово, беспрекословно следующий советам старших и при всей своей простоте сумевший одолеть и двух лихих разбойников (Максим Гореславец и Павел Шинкаренко), и помешанного на золоте купца (Максим Мараев). Но ведь именно ему Медведь, которого всегда уважали на Руси, в финале говорит: «Может, мы-то и есть правильные?».
Еще одна запоминающаяся роль – Дверь. Самая немногословная – текста практически нет, но при этом очень благодарная, главное здесь не переиграть. И Кате Бережняковой это удалось. Такой обаятельной Двери я еще не видела.
Из нововведений в «Иванушке» еще декорации и костюмы. Простые, стильные и мобильные, очень удобные для сцены, тоже в духе «Родничка»: развернул деревья – и оказался в русской избе. Они еще дорабатываются методистом и художником Дворца творчества детей и молодежи Любовью Евстратенко, но уже сейчас видно, что спектакль «одет» с такой же любовью, как и срежиссирован. Так что у него замечательные перспективы! Хотя и это в «Родничке» не главное. Гораздо важнее, что каждая сценическая работа для «родничат» – это возможность извлечь тот самый «урок», который им пригодится потом в жизни.