Найти человека, который ни разу не летал бы на самолете, сейчас уже, наверное, практически невозможно. Совсем немного тех, кто создает их своими руками, работая на заводах. A уж умельцев, способных создать летающую машину у себя в гараже, и вовсе единицы. Один из них – ангарчанин Дмитрий Мышанский, директор компьютерной фирмы «Тинигр-ВТ». Самолет, собранный его руками, взмыл в небо над Ангарском 5 октября.
– За границей такими самолетами никого не удивишь. Люди их собирают и летают друг к другу в гости, устраивают тематические фестивали. Есть иностранные сайты, посвященные тому, как сделать машину в домашних условиях. Там же можно купить чертежи, если же совсем лень напрягаться, то и детали, – рассказывает Дмитрий.
Этакий конструктор «Сделай сам» для больших мальчиков. Правда, конструктор вместе с подготовленными деталями стоит достаточно дорого – больше 14 тысяч долларов, это так называемый KIT-набор. Дмитрий полазил по зарубежным сайтам и нашел предложение по продаже чертежей на сумму 250 долларов. Стоит отметить, что без знания английского языка на этих сайтах делать нечего. Подготовка деталей и сборка самолета – дело ответственное, поэтому руки у мастера должны расти из нужного места.
Пришлось помучиться и над выбором моделей: душе хотелось одного, но ФАПы (Федеральные авиационные правила) России диктовали совсем другое. Поэтому при изготовлении самолета пришлось тщательно все рассчитывать вплоть до грамма, вписываясь в разрешенные 115 килограммов (иначе на самолет и на пилота придется оформлять кучу документов, а, как известно, российская разрешительная система способна «крылья обломать» и охоту к полетам отбить надолго).
– Непосредственно постройкой самолетов увлекся в 2004 году. Хотя небом болел давно. И в детстве постоянно что-то конструировал, правда, довести до конца свои творения терпения не хватало. Зато теперь из гаража не вылезаю, провожу там все свое свободное время. На строительство этого самолета у меня ушло чуть больше полугода, – вспоминает Мышанский.
Размах крыла (да-да, у самолета одно крыло, а то, что мы обычно называем крыльями, это правое и левое полукрыло) самолета – 7,6 метра. Поэтому в гараже он хранится в разобранном виде со снятыми полукрыльями. Вес двигателя – 40 килограммов, это специально переделанный мотор от «Фольксвагена», также выписанный из-за границы. И, наверное, самая дорогая деталь самолета. Основная масса самолета – его обшивка из дюралюминиевых листов, уж этого-то добра у нас много. Расход бензина при полете – 6 литров в час. Скорость – 120 километров в час.
Дмитрий утверждает: для того чтобы пилотировать такие сверхлегкие самолеты, особого обучения не надо. Но в первый полет на своем детище он доверил отправиться опытному иркутскому пилоту Сергею Самарскому.
– В тот день дул сильный ветер. Поднимать самолет в воздух было очень рискованно, мы хотели просто «подпрыгнуть», пролететь несколько метров и снова сесть. Однако в момент взлета внезапно налетел порыв ветра, и самолет просто понесло в небо. Пришлось Сергею сделать-таки круг над полем, – смеется Дмитрий. – Вердикт испытателя был однозначным: хорошая машина получилась!
На самом деле этот самолет у Мышанского не первый. Предыдущая конструкция мало походила на классическую летную машину. Ее, к сожалению, Дмитрий разбил.
Каково же это – сидеть за штурвалом своего самолета? Управлять им достаточно сложно: легкая машина делает крен от любого порыва ветра.
– Это очень захватывающе, особенно в первый раз, когда во время полета не видишь ни земли, ни приборов. Сразу столько волнения и адреналина в крови! И только на земле вспоминаешь свои ощущения и задаешься вопросом: «А что это было?» – делится впечатлениями Мышанский.
Хотя в детстве Дмитрию часто приходилось летать на больших самолетах, он до сих пор перед полетом испытывает страх. «Сижу, пальцы крестиком держу», – говорит Дмитрий. Поэтому он все свои самолеты делает одноместными, чтобы только самому за себя отвечать. В полетах ведь всякое бывает. Например, этим летом местные самолетостроители (их, по словам Мышанского, пять человек) повредили три самолета. Слава богу, все живы остались, они снова что-то мастерят. Так что, возможно, скоро в небе над Ангарском станет так же тесно, как и на дорогах города.
Алёна Сорина