Фестиваль сразу же обступил во всех сторон. Оглушил голосами, мелодиями ольхонских песен, засверкал счастливыми улыбками открытых радостных лиц. Это живое воспоминание о нынешнем лете устроила фотограф Светлана Серебренникова в выставочном зале Ангарского городского музея, что на улице Глинки, 25.
Здесь 21 октября состоялось открытие фотовыставки под названием «Ольхон. Театр. Фестиваль», посвященной международному театральному фестивалю «Сибирская рампа-2014». Открытие не просто торжественное, а театрализованное, поскольку презентовали экспозицию актеры народного театра «Факел», воспитанницей которого является и сама Светлана. А они это делают «по-капустному» весело, радостно, энергично, в свойственной им одним манере.
Может быть, задору ребятам придало то, что буквально перед церемонией открытия они дали первый спектакль на новой для себя сцене, начав 56-й театральный сезон в бывшем ДК «Строитель» постановкой по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы»?
Была какая-то неуловимая магия в том, что лица ребят, представлявших фотовыставку, повторялись на ее экспонатах. Героев у Светланы Серебренниковой на самом деле гораздо больше – ведь фестиваль уже пятнадцатый год собирает на Ольхоне людей, которые без театра, а теперь и без друзей-единомышленников, просто не могут жить.
Здесь представлены портреты не только участников, но и членов жюри – именитых московских и питерских театральных специалистов, которых мечтает заполучить любой фестиваль в России и в мире. Светлана показывает педагогов в рабочем вдохновении, во время многочисленных, порой изнуряющих, но бесконечно полезных для театралов-любителей мастер-классов. Снимала она их и во время обсуждений, и на отдыхе – таком редком на этом фестивале.
От объектива ее камеры не укрылось ничто: от отъезда «Факела» из Ангарска, бытового обустройства фестиваля и подготовки выступлений в Хужире до традиционного шествия по улицам поселка к заповедной театральной лиственнице на ольхонском мысе Бурхан и, конечно, же фотофрагментов многочисленных спектаклей.
На открытии Светлана Серебренникова тепло поблагодарила своих друзей, которые поддерживают ее во всех начинаниях, в том числе режиссера театра «Факел» заслуженного работника культуры Российской Федерации Александра Кононова и его ребят – без них ни фестиваля, ни фотографий, ни выставки не было бы.
– Александр Иванович верит в меня всегда, – призналась Света, – это он сказал: «Ты можешь», – и я решилась год назад на выставку-отчет о «Сибирской рампе-2013», а теперь и вторую сделала. Александр Кононов может в любого заронить зерно мысли, которое потом даст благотворные всходы, и вы будете верить в себя, знать, что все получится. Я поверила в себя и считаю себя фотографом. И счастлива, что в моей жизни есть этот человек.
По словам Светланы Серебренниковой, снимать театральный фестиваль – особое удовольствие. Не надо заниматься поиском сюжетов – они сами находят тебя, они здесь на каждом шагу. Не нужно специально искать интересные, вдохновенные лица – на «Сибирской рампе» других нет.
– Для нас этот фестиваль был примечательным, – считает режиссер театра «Факел» Александр Кононов, – во-первых, он пятнадцатый, юбилейный, во-вторых, мы добились, что ему присвоено имя народного артиста России Юрия Авшарова, который в течение десяти лет приезжал на этот фестиваль, возглавлял его творческую часть и двигал его вперед. Это благодаря ему на Ольхоне побывала целая плеяда замечательных театральных деятелей. Мне бы очень хотелось, чтобы границы фестиваля расширялись, чтобы к нам приезжали не только театралы, но и поэты, художники, музыканты. Все, кто уже побывал на нашем фестивале, говорят, что хотят приехать еще, и многие уже стали постоянными его участниками. Ольхон провоцирует творческий процесс со множеством приятных неожиданностей. А Байкал обладает удивительно притягательной силой, энергетикой, которая дает людям дополнительный творческий импульс, вдохновение. В том числе и Светлане Серебренниковой. Ее первую выставку, посвященную фестивалю, мы свозили в Москву, на всероссийский форум «Любительский театр в контексте культурного пространства России». Думаю, что вторая выставка тоже найдет своего зрителя за пределами Ангарска.
В импровизированном зрительном зале тем временем актеры «Факела» спели песни из своей фестивальной «визитки» и гимн «Сибирской рампы» и показали отрывок из «Антигоны» по пьесе Жана Ануя, которая был признана лучшим спектаклем фестиваля. На Ольхоне сценической площадкой для него стало побережье Байкала – по задумке режиссера, действие древней трагедии должно разворачиваться среди песка, – в четырех стенах и под крышей этот спектакль не играли ни разу. Возможно, поэтому актерский посыл двух героинь – юной Антигоны и ее сестры Исмены, разрываемых обязательствами перед погибшим братом-«преступником» и гражданским долгом (роли исполняли Карина Кацура и Инна Черниговская) – был настолько сильным, и такой профессиональной игра, что заведующей выставочным залом Ольге Новокрещенных было сложно продолжать церемонию открытия выставки.
Единственный минус театрального представления в том, что оно рано или поздно кончается. И тогда о сильных эмоциях и ярких переживаниях напомнят фотографии. Выставка продлится до 15 ноября. Кадры из ольхонской «Антигоны» занимают отдельное место на одной из стен выставочного зала. А фотографий здесь – более семидесяти. Это все, что вошло. Но это далеко не все, что можно рассказать о фестивале «Сибирская рампа-2014».