Мы продолжаем начатый в №43 газеты «Свеча» (от 30.10.2014 г.) совместный с администрацией АМО публицистический проект «Тихая провинция моя», посвященный жизни и людям поселений нашего района. На этот раз наш рассказ o селe, с которым Ангарск с самого своего основания связан неразрывно. Речь пойдет о Савватеевке.
Село, расположенное совсем недалеко – в 34 километрах от Ангарска, как пуповиной, связано с ним дорогой. И десять автобусов, ежедневно ходящих по маршруту «Ангарск – Савватеевка», – тому подтверждение. Кто из нас не бывал в Савватеевке? А многие ли из ангарчан задумывались, какую давнюю историю имеет это село? Сколько там сменилось поколений?
Точной даты образования села не знает никто. По материалам экспедиции Иркутского государственного университета можно предположить, что село Савватеевка – ровесник города Иркутска. Самый старый из известных на сегодняшний день документов, в котором упоминается Савватеевка, – «Общественный приговор №32» от 18 июня 1917 года, хранящийся в Иркутском государственном областном архиве (фонд 208, дело №74). Поэтому день рождения села отмечают именно в июне.
В этом прошении от имени 67 собравшихся на сход сельчан сказано: «Селение наше считает уже более 200 лет своего существования, находится оно в глухой тайге, на расстоянии от города 50 верст по таежной, летом совершенно неудобной дороге...» Судя по этому отрывку, селу на сегодняшний день более трехсот лет. И всегда Савватеевка была маленькой копией России – так с любовью говорят сельчане. Все историко-политические процессы, происходившие в большой стране, отражались здесь как в зеркале. А когда рядом был построен промышленный город, Савватеевка приняла на себя роль его «подсобного хозяйства». Был в ее истории и период, когда она могла стать «маленькой Швейцарией».
Предание гласит, что основали село в XVII веке архангельские поморы, построив в этом тихом месте зимовье. Охотились, рыбачили, так и прижились – по соседству с «братским народом» (на левом берегу реки Оды располагались летние пастбища бурят). Фамилию они носили Савватеевы. Главу рода звали Михаил. Позже Савватеевы разделились на Большаковых и Меньшовых. По легенде, в семье родился сын, которого назвали Михаилом, следующий получил такое же имя – так как оба появились на свет в Михайлов день. Потомков старшего прозвали Большаковыми, дети младшего стали Меньшовыми. Еще чисто «савватеевскими» фамилиями считаются Ивановы, Михайловы, Бердниковы и Шушаковы.
Савватеевы первыми поняли, что кормить может не только тайга и река, но и земля. Они начали корчевать лес, сеять рожь, пшеницу, построили мельницу на реке у моста. Торили тропы к ближайшим селениям и так дошли до города Усолье-Сибирское. Когда в нем открылся кожевенный завод, савватеевцы занялись новым промыслом – изготовлением дубильного средства. Кору осины перетирали в муку, для чего на Оде построили две толкуши, работавшие от водяного двигателя. Этот промысел был очень трудоемким, но прибыльным: цена «дуба» равнялась цене муки высшего сорта – «крупчатки». Просуществовал он до 40-х годов XX века. А место это на реке до сих пор носит название «Толчея».
Сначала Савватеевская заимка относилась к Биликтуйской волости. В 1861 году, когда Савватеевка насчитывала, согласно архивным документам, 60 дворов, в Иркутском округе было произведено преобразование крестьянского управления. Село отнесли к Смоленской волости Иркутского уезда. По документам на записку податей с крестьян Савватеевского селения Иркутского округа в 1883 году числилось 104 хозяина.
Несмотря на разделяющую реку, деревня жила очень дружно: люди строили дома, охотились согласно своим неписаным законам, рыбу ловили, детей рожали, свадьбы играли и уходили в мир иной. Важная и показательная особенность Савватеевки: никогда здесь не было брошенных ребятишек. Если ребенок оставался сиротой, сход решал, у кого он будет жить, кому из родственников его отдать. И, судя по архивным документам, вместе с ребенком отдавалось «приданое»: «лопата – 1 шт., шуба такая-то – 1 шт., бочка – 1 штука»...
Все возникающие вопросы разъясняли на сельских сходах, решения которых называли «приговорами». В 1897 году жители Савватеевки попросили открыть в селе школу. Разместили ее в частном доме Михаила Савватеева, так как это был самый большой дом в селе, за арендную плату 33 рубля серебром в год. Деньги за обучение собирали с родителей. Первым учителем был Порфирий Никоноров. Обучение в Савватеевке было начальное. Пятый класс – в Введенщине, дальше учились в Баклашах (Шелеховский район). Старожилы вспоминают, как ходили в школу пешком по таежной дороге за сорок километров через Новоодинск, Еловку, потом через Иркут перебирались. Жили на квартирах, общежития не было. Ходить было страшно, волки одолевали, подчас приходилось разводить костры, забираться от них на деревья.
После 1917 года уроки стали проходить в церкви, с которой сняли купола. Новую современную школу в селе построили в 1970 году. Причем на том же месте, на горе, где стояла церквушка, а скорее часовня – батюшки своего в Савватеевке не было. По церковным праздникам попа привозили на лошади из Введенщины (Верх-Иркутской слободы), центра всего прихода. Вера здесь всегда была православная – с тех пор, как первый Михаил Савватеев ступил на эту землю с иконой Архангела Михаила в руках. День этого святого, 21 ноября, в Савватеевке – престольный праздник, на него, как на Троицу, гуляла вся деревня.
О том, что царская власть кончилась и пришла власть народная, в Савватеевке узнали только в начале 20-х годов. Были здесь и раскулачивания, и семерых «врагов народа» нашли, увезли в 1937 году как «подрывников КБЖД». А они на железной дороге в жизни не бывали. Одному из этих «подрывников» Сидору Савватееву было 75 лет...
О начале Великой Отечественной войны узнали в тот же день – 22 июня 1941 года – по радио, которое было в доме у Михаила Михайлова. Он и сообщил эту страшную весть жителям. Как и в большой России, из маленького сибирского села на фронт были призваны почти все мужчины, около ста человек, 29 из них назад не вернулись.
Настоящий расцвет Савватеевка пережила в 60-е годы ХХ века – с появлением по соседству такого процветающего промышленного города, как Ангарск. Он нуждался в сельхозпредприятии, которое могло прокормить растущее население молодого города. «Под опеку» Савватеевку взяло Ангарское управление строительства. Именно тогда начальник УРСА Анатолий Токарев, чье имя сегодня носит одна из сельских улиц, задумал превратить старинное село в «маленькую Швейцарию».
Здесь появилось все: хорошая дорога, машинный двор, гаражи, котельная, ремонтные мастерские, совхоз (Савватеевское производственное предприятие). С 1968 года в селе работала электрическая дойка, тогда как в области вплоть до 80-х годов коров доили вручную. Каждое ангарское предприятие имело в Савватеевке свой «подсобный» участок – во время уборочной все выезжали на поля. Картошку перебирали всем селом. Эти счастливые времена здесь вспоминают до сих пор. В конце 60-х – начале 70-х годов построили благоустроенные дома, в 1969 году – современный детский сад. Савватеевка была почти полностью благоустроена. Таких передовых сел в Иркутской области больше не было.
Расширение производства требовало рабочих рук – в 60-е в Савватеевке появилось много приезжих специалистов. Продолжали сюда ссылать и людей «на поселение». В селе их называли «химиками». Среди таких «химиков» оказался тенор из хора Александрова, учитель Леонида Утесова. Первые Савватеевы, судя по всему, ни певцами, ни танцорами не были. Сельская культура развивалась в основном благодаря пришлым.
Центром средоточия культуры в Савватеевке является Дом культуры «Нива», построенный в 1979 году. Попав в 2012 году в программу «Сто модельных домов», он получил новое световое и звуковое оборудование и стал одним из самых современных ДК в районе с прекрасной материальной базой. Здесь занимаются творчеством несколько коллективов, которыми руководят специалисты только с высшим образованием – этим не каждый городской дворец культуры может похвастаться.
– Старинные песни Савватеевки вошли в книгу «С горки реченька течет», изданную в Иркутске в 1996 году, – с гордостью рассказывает художественный руководитель фольклорного ансамбля «Нивушка» заслуженный работник культуры РФ Людмила Пирогова, двадцать два года проработавшая директором савватеевского Дома культуры «Нива», которая вместе с такими же патриотами своей малой родины бережно, по крохам собирает все, что касается любимой Савватеевки. – Мы вместе с «народницами» Татьяной Каргаполовой и Ольгой Кожеуровой записали более ста песен от жительницы села Елены Козловой и таким образом подарили им вторую жизнь в репертуаре фольклорных коллективов. В селе сегодня поют в основном так называемые современные народные песни, военных и послевоенных лет, а те, старые, забыты.
Дом культуры пришел на смену сельскому клубу, где показывали кино (первый киномеханик носил «савватеевскую» фамилию Михайлов) и где проходили танцы. А тот, в свою очередь, занял место народного дома, где проводились сельские сходы, построенного после очередного «приговора» жителей Савватеевки в 1922 году. Но расцвет и культуры, и производства приостановился с приходом роковых 90-х.
Сегодня в Савватеевке по-прежнему зеркально отражаются все российские реалии. После всеобщего развала и запустения она поднимается на ноги. Даже события в Украине не обошли ее стороной: в детском оздоровительном лагере «Саяны», расположенном в селе, проживает сотни две вынужденных переселенцев с Украины.
Но именно в Савватеевке есть все предпосылки для развития. Большая производственная база, сохранившаяся с советских времен. Сотни гектаров сельскохозяйственной земли вокруг. Три предприятия, ведущим из которых является ЗАО «Савватеевское» под руководством Василия Рогова, где производят молоко, мясо, картофель, овощи, зерно, и 65 фермерских хозяйств, активно применяющих передовые технологии и получающих хорошие урожаи. Опять же санкции, введенные против России Америкой и странами Евросоюза, как и другим сельскохозяйственным предприятиям нашей страны, пойдут Савватеевке на пользу.
Много надежд и планов на сегодняшний день связано с базой отдыха «Саяны». К примеру, этой зимой на ее территории начнет работать первый в Иркутской области экстрим-парк для активных людей. В мае 2015 года здесь будет проводиться уже V международный фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье», привлекающий в Савватеевку многочисленных участников и гостей из-за рубежа.
– Формат юбилейного фестиваля будет отличаться от предыдущих, – приоткрыл тайну директор ДОЛ «Саяны» Иван Бутенко, – на этот раз не будет ограничения полета творческой мысли в виде определенной темы. Сегодня поступило уже множество заявок на участие, в том числе из Канады и Германии. На закрытие мы планируем пригласить медиаперсон и впервые завершить фестиваль деревянной скульптуры шоу-программой.
Роскошный сосновый бор, в который органично вписываются деревянные скульптуры, – уникальное явление не только в Ангарском районе, но и во всем Приангарье. Дальнейшее развитие фестиваля предполагает тесное сотрудничество с Агентством по туризму Иркутской области. Одно из возможных нововведений – проведение мастер-классов по резьбе по дереву для туристов. Есть у директора «Саян» Ивана Бутенко и другие задумки.
Одна из них – возвращение к «хорошо забытому старому». «Саяны» строились к 1980 году как база отдыха УРСА, где должны были отдыхать дети работников торговли. В 90-е здесь планировали создать вторую «Белокуриху» – ведь совсем рядом бьют из-под земли минеральные источники. Размах впечатляет: одних только врачей здесь должно было работать 140, не считая технического персонала.
Тяжелые времена, из-за которых все это приостановилось, прошли, а источники и лечебные грязи остались. Минеральная вода прошла необходимую сертификацию, лицензию на недропользование Иван Иванович получил. Дело за малым – построить между двумя жилыми корпусами «Саян» лечебный блок. В Ангарском районе, в отличие от соседствующих с ним территорий Иркутской области, нет ни одного санатория. База отдыха «Саяны», инфраструктура которой рассчитана на 250 мест, может получить такой статус. А это ко всему прочему – новые рабочие места для жителей Савватеевки.
Принято считать, что настоящее возрождение населенного пункта начинается со строительства храма. Сегодня ведется работа над проектом будущего храма Михаила Архангела – сельский сход решил оставить историческое название. Он будет деревянным, в одном стиле с домом для батюшки, воротами и оградой. Благословение владыки Иркутского и Ангарского Вадима получено, под будущий храм отведена земля – на возвышении недалеко от сельского погоста, как было принято на Руси. Планируют заложить первый камень в фундамент будущего храма Михаила Архангела уже весной 2015 года. Сельчане готовы помочь кто чем сможет – храм всегда строили всем миром.
О том, что Савватеевка активно развивается, говорит и тот факт, что число жителей села достигло максимальной за все триста лет величины – около полутора тысяч человек. Очень многие приезжают сюда со своими идеями и находят в Савватеевке возможности воплотить их в жизнь. Директор базы отдыха «Саяны» Иван Бутенко уверен: если есть в селе костяк хозяев, любящих свое дело и место, где живут, то развитие неизбежно.