«Обязателен к просмотру!» – такую маркировку я бы дала фильму мексиканского кинорежиссера, сценариста и продюсера Гильермо дель Торо «Лабиринт фавна». Этой страшной сказкой для взрослых потчевал своих зрителей председатель клуба друзей кино «Ракурс» Дворца культуры «Нефтехимик» Юрий Андрейчук 14 ноября.
Автор фильма известен широкой публике как сценарист трилогии «Хоббит. Неожиданное путешествие», последняя часть которой выйдет в прокат в декабре текущего года. «Лабиринт фавна» стал лауреатом трех премий «Оскар» (лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучший грим).
Жаль, что гостей было немного – судя по всему, афиша, объявлявшая об очередном заседании клуба, появилась несколько неожиданно для ангарчан. Но тем, кто не смог прийти, да и всем зрителям необходимо этот фильм посмотреть. Конечно, эффект от домашнего интернет- или ТВ-просмотра будет совсем не тот, который обеспечивает большой экран и объемный звук, но что эффект будет – это точно.
В фэнтезийной драме события гражданской войны в Испании 1944 года тесно переплетены с действительностью параллельного сказочного мира, где живут фавны и феи, но зло столь же реально, как и в стране, где господствует фашизм, а справедливость куда более неотвратима.
Проводником между этими двумя мирами становится одиннадцатилетняя девочка Офелия, не нужная отчиму, который возглавляет один из карательных отрядов в испанской глубинке. Фавн проводит Офелию, которая оказалась сбежавшей много веков назад из волшебной страны принцессой Муанной, через череду испытаний для выявления ее нравственной цельности, после чего забирает в сказочный мир.
Сказка эта рассказывается от лица ребенка и вполне может быть порождением фантазии маленькой девочки, не расстающейся с книжками, – одной из тех, кто погиб в годы Второй мировой войны, так и не успев стать взрослой и расстаться с фантазиями. Так это или нет – судить зрителям. Главное же – картина, вышедшая на экраны в 2006 году, вновь возвращает тех, кто не хочет об этом помнить, к вполне реальным ужасам нацизма, поэтому она очень актуальна именно сейчас.
Этот фильм надо смотреть, невзирая на сцены откровенной жестокости. Неслучайно критики в Каннах вместе со зрителями удостоили премьеру картины 22-минутной овацией – такого не было на фестивале за сорок лет! – хотя главного приза ему так и не вручили.