Первая наша встреча с молодой художницей Диной Курочкиной состоялась в прошлом году на «Ангарском Арбате». Тогда удивили ее картины – обилием розовых кроликов и зеленых яблок, надолго запомнились куклы-обереги без лиц, выполненные в русской традиционной манере. Туда она пришла не столько для того, чтобы показать плоды своего творчества, сколько затем, чтобы посмотреть на работы уже состоявшихся художников и ремесленников и на реакцию людей. Дина признается: если бы не «Арбат», у нее не хватило бы смелости «выйти на публику».
Говорят, человека можно узнать по месту его обитания. Обиталище художника – это целая вселенная. В комнате Дины Курочкиной бросается в глаза солидная подборка литературы по искусству и альбомов с репродукциями художников. Собирать библиотеку Дина начала еще во время учебы в ангарской художественной школе №1. На верху шкафа лежит то, в чем, как говорит художница, должен был воплотиться образ коровы. Объемное гипсовое существо, которое вносит свежую дизайнерскую ноту в интерьер комнаты. Небольшая статуэтка на одной из полок указывает на то, что Дина училась на керамиста. После окончания факультета изобразительного искусства ИрГТУ она получила квалификацию художника декоративно-прикладного искусства. Чтобы защитить дипломную работу, Дина добавила в традиционную роспись Прикамья ярко-красные маки, расписала таким узором сундук и им же вышила льняную скатерть и салфетки – этот набор мог бы стать дорогим подарком для молодой русской семьи пару веков назад. Увлечений у мастерицы много. Кое-что из них отражено в специальном альбоме для идей, которые находят свое выражение по мере накопления и возможностей.
Принеся в комнату несколько картин, Дина сразу замечает, что это не живопись и даже не рисунок, а, скорее, композиция. Работы у нее удивительные: чего стоят одни только «Яблоки» с повторяющимся много раз изображением яблока, его видов с разных сторон, листьев. «Это раппортная композиция – повторяющийся рисунок, который может быть продолжен до бесконечности, – поясняет девушка, – в профессиональной среде он считается ученическим. Но после окончания университета мне почему-то именно в раппорте легче себя выразить. Идеальная композиция выстраивается, когда к рисунку нечего добавить и с бумаги ничего нельзя убрать. «Яблоки» – мой талисман, моя гордость. После них я поверила в себя». Дина считает первоочередной задачей художника умение выстроить порядок из хаоса. Этот принцип лежит в основе любого рисунка: хаос человеческих чувств проясняется на полотне настоящего живописца в виде цельного образа. Ее конек – работы, составленные из отдельных кусочков: чем их больше, тем интереснее их рассматривать, тем больше в них вложено. За их внешней простотой может скрываться немало загадок и целые философские системы. Например, в тех же «Кроликах» цвет розовых очков находит свое логическое завершение в оттенке красного, символизирующем, по мнению автора, «завершение периода веселья». Простое должно состоять из сложного. Это правило работает и в других увлечениях Дины.
По словам художницы, от работы над дипломом у нее осталась любовь к народной культуре и увлечение традиционной русской куклой: «Русская тряпичная кукла – моя большая любовь. Когда-то она играла огромную роль в жизни людей, сопровождала во всех ситуациях: согревала в колыбели, была подругой в играх и сильнейшим материнским оберегом для детей. «Неразлучников» дарили молодым в день свадьбы, своей куколке изливала сердце новоиспеченная жена, если муж ее обижал. С ней рожали детей, ей поверяли тайны, свято верили, что кукла может исполнять желания. В зависимости от функций куклы различались внешним видом и названиями. Но все делились на три большие группы – игровые, обрядовые и обережные. Чтобы стать оберегом, кукла должна была разделить молитвенное состояние своего создателя – только отрекшись от всего суетного, человек мог сотворить такую. Сейчас эта традиция утрачена, чтобы сделать куклу, достаточно желания мастера. А назначение русской традиционной куклы сегодня чисто визуальное – радовать глаз».
У Дины Курочкиной куклы живут в коробках и в лукошке. Все они безлики, но, как уверяет автор, абсолютно каждая имеет свой характер. Дина делает кукол, как было принято в старину, – без ножниц. Для обозначения этого действия употребляется даже особый глагол – не сделать, а «навертеть». Вертели кукол из старой, обветшавшей одежды – особенно если хотели придать им обережные свойства. Удивительно, но они и сегодня обладают сильной энергетикой. «Иногда кажется, что в них есть душа, – рассказывает Дина. – Точно знаю: куклу можно сделать только с особым настроением. Если душа не лежит к этому занятию – материя будет рваться, не ляжет ровно ни одна складка. И в то же время делать кукол – это самое расслабляющее занятие в мире. Тряпичная кукла кажется неказистой, но она очень самодостаточна. Она как будто говорит: «Я такая, какая есть». Для меня это феномен». Среди своих кукол Дина не может какую-либо выделить: она любит их все. Хотя самыми любимыми становятся те, которые сделаны не по канонам, а от сердца. Может быть, ближе остальных к своей создательнице кукла-автопортрет, в руку которой мастерица вложила свадебных неразлучников. Мечта художницы – сделать когда-нибудь куклу-царевну, какими играли царские дети.
В своей жизни наша героиня следует принципу, которому когда-то ее научила любимая преподавательница Светлана Мурашова: человек должен выбирать для своей деятельности не то, что у него лучше получается, а то, от чего он чувствует себя счастливым. Это не совсем сочетается с сегодняшними рыночными законами выживания, но дает надежду, что, несмотря ни на что, творческие люди в нашей стране не переведутся. «Я могу не рисовать, не заниматься творчеством, – говорит Дина Курочкина, – но, что это будет за жизнь, сложно представить».