Мюзикл «Великий Гэтсби» еще до премьеры успел наделать шуму в Ангарске. Яркая рекламная кампания в СМИ, афиша с узнаваемым именем (для кого-то по книге Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, для кого-то – по недавнему одноименному фильму с Леонардо ди Каприо в главной роли) – и вот уже билеты на спектакль недели за две до показа невозможно было достать. Ну и конечно, волшебное для ангарчан слово Dancer – мюзикл поставлен силами артистов этого именитого танцевального коллектива под управлением Елены Трофимовой.
Режиссером-постановщиком проекта стала Анастасия Москаленко, она же сыграла в мюзикле роль гольфистки Джордан Бейкер. Елена Трофимова выступила не только в качестве балетмейстера-постановщика, но и актрисы, исполнив роль Дейзи Бьюкенен, женщины, которая была для Джея Гэтсби мечтой всей жизни, стала причиной его возвышения и свела его в могилу. На роль главного героя пригласили актера народного театра «Факел» Николая Коваля.
С него «Великий Гэтсби» начался, на нем он, собственно говоря, и закончился. Как почитательница творчества Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, думаю, что имею право высказать неcколько замечаний на тему состоявшейся премьеры. Да простят меня поклонники творчества театра танца Dancer, – это было чем угодно (на выбор: концерт, шоу, литературно-танцевальная композиция), но только не мюзиклом.
Даже из определения этого сценического жанра следует, что в мюзикле переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Здесь все это было, но... по отдельности. И каждую из составных частей спектакля я с чистой совестью могу похвалить.
Хореографические номера – замечательные. Dancer далеко за пределами Ангарска известен отточенностью своей танцевальной техники. Но собственно к «Гэтсби» имели отношение только два из них – чарльстон, с которого началось представление, и танец юношей-официантов. Остальные танцевальные номера прекрасно смотрелись бы в любом концерте. К тому же и костюмы танцоров, и музыка (от известнейших «Аве Марии» и Song From a Secret Garden, постоянно и ошибочно приписываемой Шопену, танго Астора Пьяццоллы и «Роксанны» из фильма «Мулен Руж» до ультрасовременной танцевальной) настойчиво выбивались из «века джаза».
Джаз был представлен в мюзикле двумя вокальными номерами в исполнении солисток народной студии эстрадного вокала «Аллегро» ДК «Энергетик» (руководитель Катерина Антипина). В качестве аккомпаниатора выступил блестящий джазовый пианист Дмитрий Агафонов. Такие песни действительно могли звучать на одной из роскошных вечеринок Гэтсби. Но в ткань спектакля они не вплетались, это снова концертные номера.
Слово, сказанное со сцены, имеет большое значение. Из слов главных героев основные события романа понятны. Но в них вся поэтичность, метафоричность, красота прозы Фицджеральда опущена до бытовых диалогов. Трудности перевода? Или воплощения?
Мюзикл среди всех сценических жанров считается самым коммерческим. Вот здесь все было в полном соответствии с определением. Не по факту, а по духу. Из этой оперы – фотосессия с героинями в соответствующих костюмах на фоне громадного баннера, угощение шампанским в фойе, нарочитое упоминание спонсора одной из героинь прямо во время спектакля (!), бар-шоу с передачей приготовленных коктейлей зрителям, дразнящий новогодними огоньками куст на авансцене, устойчивый мускусный запах духов в театральном зале (какое он имел отношение к «Великому Гэтсби» – вообще загадка).
Все это, к сожалению, перекрыло радость от тех находок, которые все-таки были в спектакле. В течение всего представления не могла отделаться от мысли: почему бы театру танца Dancer не попробовать себя в постановке балетов? На этом поприще у них мало соперников. Балет – столь же эффектный сценический жанр, как мюзикл, хотя и менее популярный. А «Великий Гэтсби» – это шоу, проект, составленный из качественных ингредиентов, но с единственной целью – на продажу. Повторюсь – к сожалению, потому что участники представления являются частью культурного Ангарска, и далеко не последней.