На прошлой неделе в филиале №1 Централизованной библиотечной системы состоялась встреча с Михаилом Прокопьевым, автором недавно вышедшей книги «Сталь и пух».
Эта книга, проект отдела по культуре администрации АМО, была издана в рамках программы «Сохранение и развитие сферы культуры Ангарского муниципального образования на 2012-2014 гг.».
Читальный зал был полон. Неудивительно, ведь уже много лет заседания клуба «Кругозор» библиотечного филиала №1 собирают многочисленную публику. Публику интересную, думающую, умеющую задавать сложные, подчас провокационные вопросы, небезразличную к литературе, читающую.
Михаил Прокопьев – ангарчанин, но последние двенадцать лет жил и работал в Москве. В столице остался после окончания литературного института им. Горького. Повесть «Сталь и пух» писал четыре года. Хотя признался, что произведение задумывалось давно. «Откуда ноги растут? От Эдгара По. Его творчество меня волновало в юности. Он не только основоположник детектива, он основоположник психологической литературы. У Эдгара По главное – психологический удар, который потревожил и меня», – говорит автор.
Нужно сказать, психологический удар сопровождает и читателя повести «Сталь и пух». Книга, задуманная как произведение об искусстве, о жизни и смерти, интересна, увлекательна, читается на одном дыхании. Прокопьев, прекрасный стилист, рассказывает о двух художниках, которые спорят о красоте в искусстве и, вспоминая бомбардировку фашистами Дрездена и Ковентри, пытаются не только на словах, но и на деле доказать, что истинная красота бессмертна: «Красота выше уничтожения. Ее уничтожить невозможно».
В число их доказательств входят забавные эксперименты с предметами и отнюдь не забавные эксперименты с людьми. На это героев сподвиг древний «Трактат о Луне». Луна правит миром. И лишь в ее власти сделать добро злом, а зло – добром, породить время созидания или время разрушения: «С полнолуния по тридцатый день месяца сталь станет пухом, а пух – сталью. Помните о том и не глумитесь над смертью, ибо она станет жизнью, а жизнь – смертью».
«Единственное, что движет искусство, – это поиск вечной жизни, – говорит Михаил Прокопьев. – Поиск и то, в каких ипостасях это может происходить».
Трансформации и перерождения, неслучайные случайности, равнодушие и любовь, мертвый снег и огонь, добывающий из вещей плазму и превращающий в фотоны целые миры: «Нет разума. Есть только жажда света и тепла во Вселенной». Всем этим дышит повесть М.Прокопьева. И это морозное дыхание, рисующее красивые игольчатые узоры, глубокое и гармоничное. Вдохи и выдохи равны…
Ирина Сергеева