Билеты на премьеру мюзикла «Было или не было...» по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» были раскуплены задолго до начала представления. Однако желающих прийти 30 ноября в театральный зал ДК «Нефтехимик» оказалось столько, что авторам проекта пришлось назначить повторный показ музыкального спектакля на 16 декабря. Тем не менее в воскресенье многие ангарчане мечтали попасть на премьерный показ, пытаясь урвать «лишний билетик» на подходе к «Нефтехимику».
Что же на этот раз сотворила руководитель народных коллективов «Ретро» и «Элегия» Елена Лелюк, подарившая нашему городу две незабываемые рок-оперы – «Иисус Христос – суперзвезда» и «Парфюмер»? Согласитесь, облечение литературной классики в музыкальную форму – очень рискованное дело. Взяв на себя ответственную роль режиссера-постановщика, Елена Петровна несколько месяцев скрупулезно обдумывала все детали мюзикла – начиная от подбора актеров и постановки сложных хоровых (четырехголосных!) партий и заканчивая реквизитом и техническим оснащением. В итоге спектакль получился таким, каким его и задумывала Елена Лелюк.
«Чем сложен или неудобен роман? – рассуждает она. – Может быть, тем, что в невежественной толпе мы словно видим себя, со своим неистребимым желанием жить побогаче, работать поменьше и быть у власти? А тех, кто ярче, талантливее или просто непохож на нас, хотим предать анафеме, заклеймить, растоптать, распять...»
Начало, когда в ложе Дворца культуры при свете софитов появились персонажи спектакля – Воланд и Фагот, – было интригующим. «...Кстати, граждане, отключите мобильные телефоны, уберите видеокамеры и фотоаппараты – мессир этого не любит!» – обратился к залу после небольшого диалога Фагот, которого отлично сыграл Сергей Борненко (представляю, что почувствовал зритель, чей сотик, по закону подлости, начал издавать звуки именно в этот момент).
Открылся занавес, и... все закрутилось, завертелось! В течение двух актов музыкального спектакля зрители не могли глаз оторвать от сцены, где талантливые артисты демонстрировали чудеса вокального и актерского мастерства. Зал периодически взрывался аплодисментами, особенно после партий, исполненных нашими звездами – лауреатами международных конкурсов вокалистов Артемом Бочкаревым, выступившим в роли главного героя мюзикла – Мастера, творца, философа, и Сергеем Игумновым, который был очень убедителен в образе Воланда, той части темной силы, «которая вечно хочет зла, но вечно совершает благо» (от тембра и взгляда Воланда публику до мурашек пробирало).
Свою порцию славы получили в этот вечер Анастасия Аксенова (Маргарита), Сергей Шушарин (Понтий Пилат), Олеся Полевая (Гелла), Дмитрий Лелюк (Азазелло), Антон Истомин (Кот Бегемот). Им помогали вокалисты ансамблей «Ретро» и «Элегия», а также артисты цирковой студии «Шари-Вари» под руководством Татьяны Андреевой, хореографы-постановщики Татьяна Андреева и Михаил Банин-Коханов, звукорежиссер Андрей Ануфриев, художник-оформитель Наталья Веялко, костюмеры Татьяна Скуденкова и Инна Скачкова, режиссеры по свету Андрей Блудов и Сергей Савельев.
Смог ли зритель понять и принять поступки героев, проникся ли сопереживанием жертвенной любви двух влюбленных душ, оказавшихся в серой рутине невежества и бездуховности? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.
«Я прослушала все оперы, поставленные по роману «Мастер и Маргарита», взяла отовсюду по кусочку, в итоге получился музыкальный спектакль, аранжировку к которому написал замечательный музыкант Виктор Жеребцов, – раскрыла секреты постановки Елена Лелюк. – Понимаю, что для восприятия многих людей трактовка произведения Булгакова получилась непривычной. Все ожидали, что, как и в романе, Маргарита будет летать обнаженная, но я не стала включать в наш мюзикл этот момент, сохранив при этом основные сюжетные линии гениального литературного произведения, касающиеся человеческих взаимоотношений и вечной любви. Я очень благодарна своим ребятам – они прекрасно справились с неудобными для вокального исполнения ходами. Спасибо артистам цирковой студии «Шари-Вари», украсившим мюзикл, и всем, кто поддержал нас».
Безусловно, ангарский вариант «Мастера и Маргариты» порадовал ангарчан своим музыкальным содержанием, актерским составом, необычной подачей и стал ярким событием в культурной жизни города. После состоявшейся премьеры команда Елены Лелюк не собирается останавливаться на достигнутом. Руководитель коллективов «Ретро» и «Элегия» задумывает поставить русскую версию английского мюзикла. Какого? Поживем – увидим...