Подходит к концу 2014 год, объявленный указом президента Годом Михаила Лермонтова. 15 октября страна должна была отмечать 200-летие со дня его рождения. Должна была. Но, к сожалению, юбилей великого писателя, поэта и драматурга прошел как-то вяло. Учителя жалуются: автора «Героя нашего времени» почти изгнали из школьной программы – слишком сложен.
Почтение к литературному гению этого человека выразили 29 ноября на сцене Дворца культуры «Нефтехимик» совместно с творческими коллективами педагоги и учащиеся гимназии №1, гимназии №8, лицея №2 и школы №27 с углубленным изучением английского языка. Команды старшеклассников этих образовательных учреждений приняли участие в конкурсе «Герой нашего времени», посвященном 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова. Другие учебные заведения на призыв выбрать героя нашего времени не отозвались.
Идею конкурса подсказала директор ДК Татьяна Бачина. Когда-то на сцене «Нефтехимика» проводился подобный конкурс «Ужель та самая Татьяна?..», приуроченный к юбилею Александра Пушкина. Он стал одним из плодов прошедшего весной в Ангарске культурного форума, интеграцией культуры и образования.
Ребятам предложили поразмышлять над вопросами, есть ли сегодня герои, и если есть, то кого можно было бы назвать героем нашего времени. Они, как и положено представителям инновационных учебных заведений, отнеслись к заданию ответственно.
Выразить свое мнение ребята могли во время пяти конкурсных этапов. В качестве «домашнего задания» подготовили театрализованное представление «Герой нашего времени» и рассказ о подвиге русского народа в Отечественной войне 1812 года с помощью средств музыки, живописи и художественного слова «Скажи-ка, дядя». Уже на сцене, в конкурсе «Лермонтов и кино», узнавали кинофильмы по отрывкам, отвечали на вопросы о жизни и творчестве Михаила Юрьевича.
Завершал конкурс этап под названием «Любимые строки у открытого микрофона» – команды отдыхали, жюри подсчитывало баллы, а все желающие могли прочесть со сцены стихотворения. Зал слушал активно, тепло поддерживал смельчаков аплодисментами. Строки Лермонтова казались здесь вполне современными, такие слова не могут устареть.
Ребята легко отделили настоящих героев от кумиров современности. Две из четырех команд сделали главным персонажем своего первого конкурсного этапа «народного директора» Виктора Новокшенова. Человека, который своими достижениями прославлял страну, не боялся рискнуть своей жизнью ради других, которого по-настоящему любил и продолжает любить народ.
Они погрузились в эпоху Лермонтова, изучив литературу, музыку, живопись того времени, постарались отыскать все, что последующие эпохи посвятили первой половине XIX века – судьба отмерила Михаилу Лермонтову совсем немного.
Жюри посчитало, что лучше других это сделали ребята из школы №27 – они набрали самое большое количество баллов, вторыми стали старшеклассники гимназии №1, третье место у команды из «восьмерки». Все участники получили массу комплиментов из уст членов жюри за то, что «в эпоху смены ценностей обратились к столь фундаментальным размышлениям: кто является героем нашего времени» (режиссер народного театра «Факел» заслуженный работник культуры России Александр Кононов); что «погрузили зал в атмосферу XIX века – время, которое так привлекает своей романтикой», «нашли такой интересный материал» (учитель русского языка и литературы ангарского лицея №1, актриса народного театра «Чудак» Наталья Андриенко).