Иначе должность начальника МУП «ЖЭТ-2» не назовешь. Кого сюда только не назначали руководителем, а муниципальная жилищная компания работала все хуже и хуже. МУП обслуживает дома в старой части города, от которых рачительная хозяйка управляющей компании ООО «Наш дом» Галина Князева из-за их невыгодности отказалась еще в конце 2010 года. С тех пор муниципальной жилищной компании добавили на обслуживание общежития и дома в Майске. За несколько лет у руля предприятия побывало несколько человек.
Первым стал 23-летний Игорь Федосеев, имеющий высшее образование по специальности «Налогoобложение». Странный выбор, ведь для обслуживания ветхого жилищного фонда с малой собираемостью оплаты скорее нужен был опытный управленец, имеющий немалые знания в сфере ЖКХ. 10 августа 2012 года МУП «Дом», которым руководил Федосеев, присоединили к МУП «ЖЭТ-2», начальником которого был Андрей Карпущенко. Продержался он недолго. Следующим директором МУП «ЖЭТ-2» 26 ноября 2012 года стал депутат Михаил Дресвянский. Михаил Георгиевич, имея большой опыт в сфере ЖКХ, видимо, быстро разобрался в ситуации, сложившейся в муниципальном ЖЭКе, и буквально через три месяца сложил с себя полномочия. В феврале 2013 года руководство МУП принял тогда еще депутат думы АМО Владимир Зеленцов. Не имеющий в отличие от Дресвянского никакого опыта в жилищно-коммунальном хозяйстве Владимир Евгеньевич сумел поставить своеобразный рекорд, удержавшись на этом месте аж полтора года – до августа 2014-го, когда после проверки результатов его деятельности ему не продлили трудовой договор. В августе же 2014 года на этот пост назначили «темную лошадку» – некоего В. Воронова, после которого в ноябре 2014 года в кресло руководителя ЖЭКа снова сел депутат уже городской думы Юрий Стариков. Итого за три года сменилось шесть руководителей. Когда ж было работать-то?
Кто виноват?
Месяца работы Юрию Сергеевичу хватило, чтобы разобраться, что «пациент» скорее мертв, чем жив. На обслуживании МУП «ЖЭТ-2» находится 171 жилой дом общей площадью 128 889,8 кв.м. Средний размер тарифа на ремонт и содержание жилья, который не менялся с 2009 года, составляет 11 рублей с квадратного метра. Ежемесячный сбор квартплаты составляет 1 миллион 300 тысяч рублей. При этом долги предприятия перед различными организациями составляют 12 миллионов рублей. Из них 2 миллиона рублей – задолженность перед Пенсионным фондом и налоговой инспекцией. Также на балансе МУП числится производственная база в 221 квартале. Предприятию она не нужна, но долг в 4 миллиона рублей за ее ремонт камнем висит на шее ЖЭТ-2.
В начале декабря в жилищной компании смогли выплатить зарплату работникам только за октябрь.
– Средняя собираемость с обычного двухэтажного дома составляет примерно 5 тысяч рублей в месяц. При этом стоимость обслуживания теплового узла в двухэтажном доме практически такая же, как и в многоэтажном. Площадь двора, которую должен убирать дворник, зачастую больше, чем у той же пятиэтажки, а ведь собираемость квартплаты с нее в разы больше. Вызывая аварийку для обслуживания канализации или электриков для починки электросетей, мы неизбежно залезаем перед ними в долги, так как тех денег, которые нам платят жильцы, не хватает для полноценного обслуживания их домов и оплату услуг подрядных организаций. Есть еще и те, кто не платит: 3-4 миллиона – это долги жильцов, которые в силу различных причин взыскать уже не представляется возможным. Всего же жители нам должны более 8 миллионов рублей.
Заложенное в договоре с жителями вознаграждение муниципального предприятия – 10% от величины квартплаты – составляет 130 тысяч рублей, в то время как только в Пенсионный фонд мы должны перечислить за своих работников 150 тысяч. Сократить их мы не можем, так как есть штатное расписание, утвержденное в соответствии с Трудовым кодексом, – рассказывает о бедах МУП Юрий Стариков.
По его словам, дела на предприятии обстоят как в той басне про тришкин кафтан: не успеешь одну дыру залатать, рядом другая появляется. Зарплата, коммуналка, содержание здания ЖЭКа, в которое, кстати, заходить страшно: стены изъел грибок. На все нужны деньги, а их нет. А тут еще Ангарский горгаз сделал «ход конем». При том, что официально с жильцов, проживающих в домах, оснащенных сетевым газом, берется по 12 копеек с квадратного метра за обслуживание сетей ВДГО, в сметах на свои работы жилищным компаниям Горгаз выставляет совсем другую цифру: 40-45 копеек за квадратный метр. Где ЖЭКу взять недостающую сумму?
Кто же виноват в сложившейся ситуации? Собственники, которые приняли слишком низкий тариф на ремонт и обслуживание жилья? Нам показали решение общего собрания жильцов одного из домов 24 квартала, которые считают, что, наоборот, платят ЖЭКу слишком много. По их мнению, обоснованный тариф на их дом – 9 рублей 36 копеек с квадратного метра. На ремонт подъездов, отмостки, цоколя, кровли, подготовку к осенне-зимнему периоду они заложили 30 копеек с квадратного метра в месяц – за весь дом получилась сумма чуть больше 2 тысяч рублей в год. Что можно сделать за такие деньги? Хотя жильцов тоже можно понять – какой смысл платить больше, если работы не видно.
Какой же тариф должен быть установлен в этих домах, чтобы ЖЭТ-2 смог их нормально обслуживать?
– Примерно 16 рублей 14 копеек, – отвечает на наш вопрос Юрий Стариков. – Ясно, что с такой суммой жители, в основном пенсионеры, особенно с учетом новых платежей за капремонт, никогда не согласятся. Хотя в Иркутске и Усолье собственники платят по сопоставимому с предлагаемым нами тарифу. И пенсии в стране практически одинаковы. Но выбор у собственников небольшой. Ведь с тарифом ниже 16 рублей они никому не нужны: прецеденты, когда такие дома выставлялись на конкурс и ни одна жилищная компания не подала на них заявку, уже были.
Возможно, настало время спросить с администрации города Ангарска, собственника муниципального предприятия, не сумевшей назначить такого руководителя, который нашел бы общий язык с жителями старой части города и убедил их еще несколько лет назад принять реальный тариф. Ранее на эту должность ставили непрофессионалов, лишь бы заткнуть эту «черную дыру». Кто должен ответить за неправильные управленческие решения и накопившиеся долги?
Что делать?
На заседании городской думы, состоявшемся 5 ноября, депутаты заслушали информацию о деятельности предприятия за 2013 год и девять месяцев 2014 года. В том числе им рассказали о разработанном плане антикризисного управления МУП «ЖЭТ №2» на период до 1 мая 2015 года, основными мероприятиями которого являются преодоление убыточности ЖЭТ-2, упорядочивание и организация стабильной работы, разработка стратегии эффективного развития. Также администрацией города Ангарска приняты меры по созданию специальной рабочей группы по выводу из кризиса муниципальных унитарных предприятий города Ангарска.
Увы, если судить по примеру «Ангарского трамвая», спасение МУПов – дело долгое, неблагодарное и не всегда успешное. Руководство ЖЭТ-2 предлагает кардинальное решение: ликвидацию предприятия и создание нового, без долгов. Выставить дома, обслуживаемые МУП, на конкурс и заключать договоры на обслуживание с теми, кто предложит тариф, по которому действительно можно работать без долгов. Жестко? Да. Но иначе, как считает Стариков, ни жильцам домов, ни предприятию, которое занимается обслуживанием жилого фонда, от которого отказались другие управляющие организации в силу его ветхости, помочь не удастся. Никогда ему не вылезти из штрафов и долгов. Благотворительность кончилась, пора начинать жить в условиях сбережения общедомового имущества.
Алёна Зорина