Практически каждый потребитель знает о существовании потребительского законодательства и о том, что законы предоставляют гражданам немало возможностей для защиты их интересов. Однако мало знать о существовании закона – необходимо уметь применять его в различных жизненных ситуациях.
Как же все-таки не допустить нарушения прав при заключении договора?
Известно всем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Рекомендуем воспользоваться несложными советами, которые помогут вам избежать неприятных ситуаций.
Выбирая товар (услугу), сопоставьте несколько рекламных объявлений на интересующую вас тему. Заключайте договор с фирмой, услугами которой воспользовался кто-либо из ваших знакомых.
Отсутствие в торговом зале магазина или в мастерской информации для потребителей (сведений о регистрации фирмы, телефонов, адресов контролирующих органов) должно вас насторожить, отказ продавца представить эту информацию означает, что вы рискуете столкнуться с большими неприятностями, если заключите договор.
Покупайте товары в фирменных магазинах, имеющих свою сервисную службу. При выборе товара обращайте внимание на условия гарантийного обслуживания. Сравните гарантийные обязательства различных фирм-производителей и торговых предприятий и выбирайте условия, которые в большей мере удовлетворяют вашим потребностям.
Претензии, связанные с вопросами качества проданного товара, например, сотового телефона, потребитель предъявляет чаще всего продавцу. Если продавец не удовлетворяет требованиям потребителя, предъявляемым им в соответствии со статьей 18 «Последствия продажи товаров ненадлежащего качества» Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г №2300-1 (в редакции от 25.10.2007 №234-ФЗ), потребитель вправе обратиться в отдел потребительского рынка и по защите прав потребителей администрации города Ангарска для консультации.
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
– безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– соразмерного уменьшения покупной цены;
– замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим пересчетом покупной цены.
Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Потребителю необходимо оформить акт приемки с описанием товара. Предъявляя одно из требований, покупатель должен возвратить товар, а продавец принять товар и в случае необходимости провести проверку качества.
Специфика товара (сотовый телефон) не дает возможность в полной мере реализовать право потребителя участвовать в проверке качества товара. В связи с этим возникают претензии и споры о причинах возникновения недостатков товара. Продавец для их разрешения в течение гарантийного срока обязан провести экспертизу товара за свой счет. Как правило, продавец проводит такую экспертизу, осуществляя приемку товара на диагностику сервисных центров. Оформление документов при передаче товара приводит к еще большим проблемам и претензиям, а именно:
не указывается в документах конкретно, для каких целей принят товар – на диагностику или ремонт (устранение недостатков). Проводя диагностику сотового телефона, фактически проводится ремонт. Законом проверка качества предусмотрена в течение 20 дней. Ремонт должен проводиться только по требованию потребителя в установленные Законом сроки (не более 45 дней). Сотовый телефон является товаром длительного использования, и в случае, если ремонт не проведен незамедлительно, срок его должен быть определен соглашением сторон в письменной форме. Продавец, предлагая расписаться в гарантийном талоне при продаже товара, устанавливает свой возможный срок ремонта. Претензии по неисполнению ремонта в срок также имеют место. У потребителя есть право воспользоваться на период ремонта другим аппаратом. Продавец обязан в 3-дневный срок при предъявлении указанного требования предоставить на время ремонта или замены аналогичный товар.
Гарантийные талоны, договоры, которые предлагают подписать продавцы при заключении договора купли-продажи частично сразу ущемляют права потребителя.
Обнаружение этого факта и недостатков в товаре приводит к претензиям и жалобам. Например, продавец, не учитывая «Перечень технически сложных товаров», в отношении которых требования потребителя об их замене подлежит удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков», утвержденный Постановлением правительства РФ от 13.05 1997г №575, предполагает и относит группу товаров – «сотовые телефоны» к этому перечню и предлагает потребителю возможность замены товара на качественный или прекращение договора купли-продажи с возвратом денег при обнаружении существенного недостатка. Понятие «существенный недостаток» по Закону – это «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоизмеримых расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или повторяется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки». Поэтому бытует мнение, что только после нескольких ремонтов возможно предъявить претензию по замене товара ненадлежащего качества или по прекращению договора купли-продажи и возврату денег, а это противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей».
Предъявляются претензии потребителей о том, что: продавец предоставляет недостоверную информацию о товаре, об изготовителе, об основных потребительских свойствах товара; отсутствует информация – адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
Предъявляются жалобы о том, что нет возможности обратиться и предъявить претензию по месту заключения договора купли-продажи, так как потребителя для разрешения всех вопросов отправляют в офис или самостоятельно в сервисный центр, расположенный по другому адресу, а это также противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей».
Защита прав потребителей в городе Ангарске в соответствии со ст. 44 «Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления» Закона РФ «О защите прав потребителей» осуществляется специалистами отдела потребительского рынка и по защите прав потребителей администрации города Ангарска. Прием в отделе ведется в рабочие дни, кроме пятницы.
Материал подготовлен информационно-аналитическим отделом администрации города Ангарска