Слово «экзамен» в переводе с латинского означает «испытание». В сфере образования проведение ЕГЭ – одно из самых спорных и обсуждаемых событий с начала 2000-х годов. Я сама одиннадцатиклассница и будущая выпускница 2015 года, поэтому для меня тема предстоящей итоговой аттестации очень актуальна. Интересно было узнать мнение людей, так или иначе принимающих участие в подготовке одиннадцатиклассников к единому государственному экзамену, родителей, учителей и выпускников прошлых лет.
Мой друг Павел Патрусов, выпускник 2012 года, прилежно учился в лицее и по результатам выпускных экзаменов поступил в МГТУ им. Баумана. Я поинтересовалась, что он думает об уже прошедшем этапе под страшным названием «ЕГЭ». Вот что он ответил: «По большей части, я согласен, что ЕГЭ обеспечивает равные возможности для поступления. Я считаю, что с каждым годом ситуация улучшается. Тому свидетельство ужесточение контроля над проведением ЕГЭ, введение минимального порога, подтверждающего наличие льготы при поступлении для победителей и призеров олимпиад. Выбирая между традиционными вступительными экзаменами и ЕГЭ, я бы остановился на ЕГЭ, так как он дает возможность обратиться в несколько вузов, находящихся в разных городах, – достаточно отправить документы для прохождения в конкурсе. На мой взгляд, учитывая масштабы нашей страны, это является неоспоримым плюсом, так как разъезды по городам и сдача вступительных экзаменов в каждом отдельном вузе потребуют больших затрат сил, времени и, конечно, денег. Что касается несовершенства системы, одна из главных проблем, на мой взгляд, это недостаточный контроль за ходом проведения ЕГЭ в некоторых субъектах Российской Федерации (появилось даже такое понятие, как ЕГЭ-туризм). Сказывается и халатное отношение не только наблюдателей в пунктах проведения экзамена, но и самих организаторов, из-за чего нередки случаи появления ответов в Интернете еще до начала самого экзамена. А также наличие блока в виде теста и отсутствие устной части по некоторым предметам».
В 2013 году перед ЕГЭ в Интернет просочились задания. Недобросовестные выпускники, воспользовавшись этим, нашли ответы и списали их на экзаменах. Я думаю, многие помнят эту историю. Она вызвала многочисленные споры, претензии и шквал возмущения со стороны одиннадцатиклассников, учителей и родителей.
Также на мои вопросы о сдаче экзаменов ответил ангарский выпускник 2013 года Максим Микрюков, ныне студент горного университета в Санкт-Петербурге. И вот его мнение: «ЕГЭ – это тест. Все пишут в одинаковых условиях. Поэтому можно сказать, что возможности и вправду у всех равны. Но допустим, что этот тест пишут двоечник и отличник. Отличник всегда все учил, но, подойдя к серьезному этапу в своей жизни, переволновался и не смог достойно все сделать, а двоечник, наоборот, что знал, то ответил, а что не знал, то поставил наугад – и ему повезло. Поэтому двоечник может оказаться «выше» отличника. С этой позиции их возможности не равны. Накопилось много фактов, которые говорят о том, что ЕГЭ не дает равных возможностей, например, сказываются стресс и давление родителей. И все же в основном выпускники находятся в относительно равных условиях. Но ведь есть ученики-гении, чей внутренний мир полностью отличается от других школьников. Одним словом, они устроены не так, как все. А для того чтобы сдать ЕГЭ, учителя вынуждают всех мыслить в одном русле: «шаг влево, шаг вправо – расстрел». Нет свободы мысли. На практике проверено, что тот, кто решит больше однотипных тестов для подготовки к ЕГЭ, окажется на коне. Это не есть хорошо. Отдаю свой голос за традиционные вступительные экзамены. Что касается плюсов и минусов всей системы ЕГЭ, то плюс, по моему мнению, только в том, что все находятся в равных условиях. В остальном сплошные минусы».
Связующим звеном между родителями и выпускниками является учитель. Он знает все нюансы и капканы в заданиях, а также все о системе подготовки. За ответом на вопрос «Имеют ли выпускники равные возможности при сдаче ЕГЭ?» я обратилась к учителю математики ангарского лицея №2 Эвелине Скоробогатовой. «Я считаю, что нельзя говорить об абсолютно равных возможностях, – говорит Эвелина Александровна. – Ведь все зависит от учебного заведения (является ли оно профилирующим по тем или иным предметам), от заинтересованности преподавателя в подготовке учеников. С другой стороны, вспомним Михаила Ломоносова – человека, прославившегося своим умом. Но много ли Ломоносовых сейчас? Поэтому все-таки по большей части все зависит от самих одиннадцатиклассников».
А каково мнение тех людей, которые поступали в вузы по результатам традиционных вступительных экзаменов? Что думают родители о проведении итоговой аттестации? Мнение Ирины Мараевой, мамы одного из выпускников нынешнего года, таково: «Придерживаться определенной точки зрения в этом вопросе невозможно. С одной стороны, да, многие ученики по результатам ЕГЭ рассматриваются на равных. Но когда приходит абитуриент из, к примеру, какой-нибудь Тувы со своим сомнительно высоким результатом и занимает место действительно достойного, то это меняет мнение. Я считаю, что традиционные экзамены могут раскрыть способности ученика в более полном объеме, чем в ограниченных областях, как в ЕГЭ. В ЕГЭ все сухо, сплошные факты. Либо знаешь, либо нет. А в процессе традиционного экзамена педагог может помочь снять волнение и раскрыть ученика, понять, что он знает».
...Сколько людей, столько и мнений. Но я верю, что Министерство образования делает все во благо учащихся. Многочисленные апробации, неисчислимое количество заданий для подготовки в Интернете, пособий на прилавках книжных магазинов, возможность заниматься дополнительно – все это помогает нам, выпускникам, подготовиться к, возможно, самому важному экзамену в нашей жизни. Экзамену, от которого зависит правильный выбор будущей профессии. Я считаю, что нельзя пренебрегать советами учителей, нужно стараться и не лениться. Мы имеем равные возможности и знаем о ЕГЭ не понаслышке.
Ольга Силаева