Эти строки – из сочинения ученицы второго класса гимназии №8 Алисы Козловой. И они в полной мере отражают атмосферу волшебства, царящую здесь. Типовое здание гимназии удивляет путаницей коридоров, из которых без дружеской помощи постороннему человеку не выйти. Зато отношения здесь отнюдь не типовые. К знаниям, к внеклассным обязанностям, к ученикам и учителям, к родному образовательному учреждению.
Его история и в самом деле необыкновенна и изобилует удивительными фактами. Гимназию строили вместе с микрорайоном в начале 80-х. Открыв свои двери к 1 сентября 1984 года, она получила номер 8 – символ бесконечности и постоянства, как считают в гимназии. «Восьмеркой» она и осталась, ни разу за 30 лет не изменив номера, даже при неоднократных переходах в другой образовательный статус.
Свою историю она начала как средняя общеобразовательная школа. Но уже в 1986 году здесь по инициативе директора Любови Начкебии появился класс с углубленным изучением литературы, за которым последовали литературный театр, стенгазета «Большая перемена», а также педагогический эксперимент по разделению преподавания русского языка и литературы.
В 1992 году при директоре Тамаре Никишиной «восьмерка» стала школой-гимназией с разделением на общеобразовательные и гимназические классы с углубленным изучением предметов. «Школьники» и «гимназисты» учились не только по разным образовательным программам, но и в разные смены и неодинаковое количество дней. Тогда в учебном плане появились информатика и второй иностранный язык, а английским будущие гимназисты начинали заниматься с дошкольного возраста.
Но к очередной аккредитации выяснилось, что статус «школа-гимназия» устарел. Наличие по соседству детского сада, программ дополнительного и эстетического образования позволило «восьмерке» в 1998 году стать образовательным комплексом. Сокращенное наименование статуса учреждения очень нравилось ученикам. Тогда же начало развиваться профильное обучение в старших классах: первыми были физико-математический, гуманитарный, переросшие позже в лингвистический и медико-биологический профили.
Через два года ОК №8 стал центром образования. В январе 2001 года в должность директора вступила учитель математики Ольга Черниговская. Из эстетического отделения проросла и постоянно приносит плоды теперь уже областная научно-практическая конференция «Диалог культур». Дважды «восьмерка» становилась победителем приоритетного национального проекта «Образование», в результате одной из этих побед она получила оборудование для школьной телестудии «Мост».
Статус гимназии образовательное учреждение приобрело 6 мая 2009 года. Вскоре здесь началась новая страница истории, связанная с образовательной программой «Школа нового поколения». Это многочисленные проекты, экспедиции школьников в разные уголки страны, освоение робототехники, система летних выездных лагерей.
К многочисленным изменениям статуса образовательного учреждения здесь относятся философски. Все эти годы гимназия придерживалась девиза, который до сих пор печатается на первой полосе школьной газеты «Большая перемена»: «Когда изменяемся мы, изменяется мир».
Сегодня в гимназии 1257 учеников и 104 воспитанника. А выпустилось за все 30 лет 2026 человек (из 11 классов). Бывшие гимназисты учатся в вузах от Владивостока и Китая до Канады и Санкт-Петербурга, который плотно освоили в последние годы. Выпускники не сговариваясь величают гимназию №8 «вторым домом» и «фундаментом будущей жизни».
Она всегда была одной из самых многочисленных и востребованных. В рассчитанную на 1100 детей школу 1 сентября 1984 года пришло 1470 учеников. Одних первоклассников было 224! Параллели доходили до буквы «е», а когда заморозили строительство соседней школы №17 – до «к». Для такого количества детей и учителей требовалось больше, чем в других образовательных учреждениях.
В первый год на работу приняли 120 педагогов, из них 24 (!) мужчины. Средний возраст коллектива тогда был 27 лет (сегодня он приближается к 50). Видимо, и по этой причине на втором году работы школы сразу 24 учительницы отправились в декретные отпуска, заставив директора Радимира Калинина схватиться за голову. Кстати, традиции, заложенные еще при первом директоре, сохраняются и поныне. Радимир Геннадьевич по утрам стоял у входной двери, здороваясь со всеми входящими. Точно так же меня у лестницы поприветствовали мальчишки.
С первых дней здесь трудились завучи Мария Самарина и заслуженный учитель РФ, орденоносец Раиса Чулошникова. С открытия до сегодняшнего дня в начальной школе гимназии №8 работают Любовь Нечипуренко и Татьяна Попова, преподает учитель математики Тамара Рудина и физрук Лариса Краснова. Около десяти педагогов работают здесь более 25 лет.
Среди выпускников, которые вернулись в гимназию учителями, преподающая биологию Елена Чурахина, посвятившая жизнь немецкому языку Юлия Спицына и английскому – Елена Пономарева, историк Оксана Демина. А учителя математики Оксана Манькова и Ольга Глазкова вообще из одного класса.
Люди имеют обыкновение возвращаться туда, где им хорошо. И приводить в такие места своих детей. А здесь, в стенах «восьмерки», комфортно, ее особенная атмосфера не отпускает, заставляя приходить вновь и вновь. Автор этих строк испытал эффект притяжения «восьмерки» на себе. Неслучайно в младших классах гимназии в преддверии юбилея проводился конкурс проектов под названием «Семь чудес школы».
«Гимназия №8 на протяжении многих лет является одним из самых востребованных учреждений Ангарска. Родители стремятся привести своего ребенка учиться в нашу гимназию, считая, что именно здесь он получит хорошие знания, качественное образование. Но эффективное обучение и развитие ребенка происходит только в условиях полноценного сотрудничества семьи и школы, их обоюдной заинтересованности, ответственности самих детей и родителей. Хочется пожелать, чтобы такое взаимодействие продолжалось на протяжении всей школьной жизни ребенка, чтобы взаимопонимание с учителями и одноклассниками выстраивалось с первой минуты пребывания в гимназии».
Директор гимназии №8 Ольга Черниговская
«Пройду по тихим школьным этажам...» – слова этой песни – обо мне. С первого дня в 1984 году я хожу по этим этажам, сделав перерыв только на 4 года, чтобы получить педагогическое образование. Студенткой 5 курса я снова вернулась в родную школу уже в качестве учителя. Что для меня школа №8? Прежде всего люди, которые меня воспитали, – мои дорогие учителя, и люди, которые вырастили из меня учителя, – мои дорогие коллеги. Школа, в которой я училась, имела свою собственную непередаваемую атмосферу. Ее создавали учителя, молодые, активные, во главе с молодым директором Радимиром Геннадьевичем Калининым, которые по вечерам играли в волейбол в большом спортивном зале. Ну разве можно было не заразиться этой активностью, когда на коммунарских сборах в весенние каникулы директор стоит на воротах во время игры в футбол; когда утром после ночи, на которой планируют дела для всей школы, вместе с учителями встречаешь рассвет; когда по вторникам перед уроками на 3 этаже проходит еженедельная школьная спевка, слова для которой переписываются много-много раз через копирку, а под аккомпанемент гитары Шарыповой Инны Владимировны поет вся школа? Каждый из нас мог абсолютно твердо назвать школу своей. Она действительно была нашей. Именно мы каждый день по графику мыли пол в своем кабинете, утепляли окна школы к зиме, убирали и озеленяли пришкольную территорию, планировали деятельность школы на целый год. Спасибо нашим учителям, которые не мешали нам, а только чутко направляли наши мысли в нужную сторону. Конечно, время идет, меняются учителя, меняются ученики, но наша школа по-прежнему имеет свое лицо, ту необыкновенную атмосферу, за которую я полюбила «восьмерку» 30 лет назад и которая не отпустила меня из своих стен».
Учитель Елена Чурахина
Подготовила Олеся Павлюченко
P.S. Празднование 30-летнего юбилея гимназии №8 состоится 31 января, в 16 часов, в театральном зале Дворца культуры «Современник». Справки по телефону: 8-952-6-331-280.