Активности ангарчан в вопросах ЖКХ может позавидовать любой город. Как отстоять оптимальный тариф на обслуживание жилья, как правильно провести собрание жильцов, как заставить управляющую компанию действительно работать, а не просто собирать деньги – все это неоднократно обсуждалось не только на страницах городских газет, но и на лавочках у подъездов. Информация собиралась по крупицам, где только можно. Не имеющие юридического образования люди, которые становились старшими по дому, делали кучу ошибок на радость жилищным компаниям, которые оспаривали их потом в суде.
Назрела острая необходимость в создании организации, которая помогала бы людям ориентироваться во всем этом. Такой стала общественная организация «Жилищный контроль», созданная по инициативе Сергея Шаркова, депутата думы города Ангарска. Она успешно работает в Ангарске уже несколько лет. Настала пора собирать камни: обмениваться полученным опытом.
24 января в ДК «Нефтехимик» депутат организовал очередной круглый стол, за которым инициативные собственники рассказывали, как смогли наладить взаимодействие со своими управляющими компаниями.
– Нам важен любой положительный опыт по управлению многоквартирным домом. Мною организованы поездки специалистов «Жилищного контроля» в другие города области, чтобы делиться своим опытом взаимодействия жильцов с жилищными компаниями, методами решения возникающих проблем. Хотелось бы в каждом районе города создать организацию, состоящую из председателей советов домов, чтобы совместными усилиями решать, как обустроить двор, провести праздник. Это очень сплачивает жильцов, – говорил во вступительном слове депутат Сергей Шарков.
К сожалению, до сих пор многие ангарчане считают, что плетью обуха не перешибешь, что заставить жилищную компанию мыть по графику подъезды и вовремя чинить трубы нереально. Да и здоровья жалко, это ж сколько соседей надо обойти, чтобы голосование провести. Потому и не течет вода под лежачий камень. Но отношение к своему дому надо менять. О своем успешном опыте такой работы рассказывала собравшимся Галина Ястребкова, председатель совета дома №27 в 15 микрорайоне.
– Работаю всего восемь месяцев и вначале даже не знала, с чего начинать. Пошла в приемную Шаркова, там мне объяснили, как провести общее собрание жильцов, распечатали все необходимые документы. Сложно было оповестить всех жильцов, но я как вспоминала, что наша жилищная компания предлагает нам тариф по 25 рублей с квадратного метра, так снова через не могу поднималась и шла. Ведь если мы промолчим, то столько платить и будем. Потом Сергей Валерьевич направил к нам на собрание специалистов от «Жилищного контроля». Они помогли, грамотно объяснили нюансы управления собственным домом. Все прошло без сучка и задоринки. И платим мы теперь в жилищную компанию по выбранному нами тарифу – 11 рублей 12 копеек.
Дальше – больше. Тут же, на собрании, жильцы определили, какие работы надо сделать по дому: и городок детский оказался нужен, и канализацию пора было починить. Среди жильцов оказались бухгалтер, сантехник и другие полезные люди. Так сформировался актив совета дома.
– Сначала со мной в ДОСТе и разговаривать не хотели. Наговорят мне юридических терминов, а я ничего не понимаю. Снова иду в «Жилищный контроль» – тут мне все по полочкам разложат. И постепенно освоилась. Теперь со мной в ЖЭКе совершенно по-другому себя ведут. Сами предлагают, какие работы по дому можно провести. Вот уже и ремонты в подъезде сделали. Утвердили список, что будем делать в этом году, – продолжает Галина Георгиевна.
На круглом столе Сергей Шарков еще раз подчеркнул, что специалисты «Жилищного контроля» всегда готовы дать всем, кто к ним обратился, необходимые разъяснения по жилищному законодательству и лично участвовать в проведении собраний. Такие же знания можно получить на занятиях «Школы грамотного потребителя в сфере ЖКХ», которые проходили на базе «Жилищного контроля» в 2014 году. В 2015 году планируются более углубленные занятия.
Много обсуждений вызвало сообщение Светланы Ибрагимовой, старшей по дому №9 в 29 микрорайоне.
– Совет нашего дома существует с 2011 года. В свое время мы ушли от ООО «ЖилКом», и теперь нас обслуживает ООО «Ангарская жилищная компания». У нас десятиэтажка с лифтом, 221 квартира, тариф – 9 рублей 56 копеек с квадратного метра. Считаю, что обслуживать дома такого типа можно не более чем за 10 рублей с квадратного метра, а пятиэтажки и того меньше – за 7 рублей с квадратного метра. Главное – суметь сплотить собственников, донести до них мысль, что цель у нас на всех одна: иметь ухоженный дом и разумно за это платить, – так начала свое выступление Светлана Иннокентьевна.
То, что она рассказала дальше, иначе как фантастикой и не назовешь. Просто кладезь ценных советов, как управлять своим домом.
За три года совет дома провел восемь заочных собраний, на которых голосовали 70% собственников. Правомочность двух собраний пришлось доказывать в суде. Три раза в год в доме проводятся собрания по подъездам: там соседи ближе знают друг друга, им легче принять общее решение. В совете дома происходит постоянная ротация: узнав изнутри, как все это работает, собственникам квартир проще понять, как и на что уходят их деньги, в чем в данный момент нуждается их общая собственность в виде многоквартирного дома (люди даже спокойно голосовали за более высокий тариф, так как понимали необходимость этого).
Кстати, сэкономить на квартплате помогают договоры аренды. На крыше дома стоит антенна сотового оператора, на фасаде расположен рекламный баннер, а это, между прочим, немалые деньги – 250 тысяч рублей в год!
Жители дома сумели заставить заплатить за аренду даже интернет-операторов, которые установили в подъездах ящики со своим оборудованием. На эти деньги во дворе дома поставили тренажеры, качели, провели модернизацию тепловых узлов, оборудовали дом приборами учета, при этом сами выбирали подрядную организацию за разумные деньги. Зная, как порой трудно выбить деньги от аренды из жилищной компании, жители дома пошли другим путем: оформили на одного из жильцов банковскую карту, куда и поступают все платежи от арендаторов.
– Мы договорились с МУП «Ангарский водоканал» и одномоментно установили в квартирах 70 индивидуальных приборов учета, сэкономив при этом на отключении стояков. Этим мы показали людям: коллектив – это сила, – продолжала удивлять присутствующих Ибрагимова.
Вовремя сориентировавшись в законе о капремонте, собственники дома позаботились об открытии спецсчета в банке. Теперь их деньги уходят не в общую копилку регионального оператора, а на конкретную цель. Кстати, ремонт на своем доме жильцы планируют провести уже через пять лет.
Итоги встречи подвел Сергей Шарков:
– В диалоге между председателями советов дома можно узнать названия жилищных компаний, которые стремятся работать на благо жильцов, чтобы перейти к ним на обслуживание. Пора показать, кто в вашем доме хозяин. А мы, в свою очередь, обещаем вам свою помощь и поддержку на всех этапах.
Круглый стол достиг своей цели: активные собственники перезнакомились друг с другом, обменялись телефонами. И выразили желание, чтобы на одну из таких встреч (которые было решено проводить раз в месяц) были приглашены и представители жилищных компаний. Уж им-то жильцам есть что сказать.
Алёна Зорина