На этой неделе, 2 февраля, в Ангарске стартовала запись детей в первые классы школ. И на этот раз родителей ждет сюрприз: в списках территорий, закрепленных за муниципальными образовательными учреждениями, произошли изменения.
Законодательно они закреплены в постановлении мэра Ангарского муниципального образования от 20 января 2015 года за №26-па. Какие же новшества и чего ждать в этом году родителям первоклассников? Об этом нашей газете рассказала заместитель начальника управления образования администрации АМО по учебной работе Елена Гуренкова.
– Елена Валентиновна, прежнее распределение школьных «микроучастков» вызывало много споров. На что чаще всего жаловались ангарчане?
– Действительно, споров было немало. Чаще всего к нам обращались родители, чьи дети оказались вообще не приписанными ни к одной школе. Мы несколько раз меняли постановление, добавляя в него то новые построенные дома, а то и целые районы. Дело в том, что после того, как людям разрешили прописываться в садоводствах, в городе появились жители самых невероятных мест, о которых мы раньше и не слышали. Соответственно, эти садоводства никто не вносил в схему распределения школьных территорий. А когда стало известно, что там живут дети и им надо учиться в школе как можно ближе к дому, пришлось вносить изменения в постановление. Несколько раз мы его меняли. И в этот раз, надеемся, все садоводства в черте города учли.
– Но были и те, кого не устроило отсутствие выбора. Например, что можно записаться в определенную школу и больше никуда. Даже происходили разбирательства: школа находится в 15 метрах от дома, а по постановлению учиться в ней нельзя…
– Да, были. Но официальное постановление ради одного-двух человек никто не пересматривал. Это частный случай. И если школа действительно в 15 метрах, никто не запрещает записаться в нее не 1 февраля, а 1 июля (при условии, что есть свободные места). Если, конечно, речь идет не об инновационной школе. Там с записью все гораздо сложнее.
Тем не менее в этом году мы решили пойти навстречу детям и родителям. Директора школ долго обсуждали этот вопрос вместе со специалистами управления образования и в итоге решили остановиться не на жестком распределении (как было раньше), а на так называемом «кластерном» варианте. Что это значит для родителей? Теперь маленькие жители практически каждого дома имеют право выбора между двумя, а порой и тремя школами.
Выходит, та же система, что и при записи в детский сад, когда родители указывают два-три учреждения. Одно приоритетное, и два других на случай, если свободных мест не будет. Саму схему распределения территорий старались сделать как можно более удобной. Если честно, пока директора «делили» город, они всю карту красным изрисовали.
Их тоже можно понять. Каждой школе сейчас важна наполняемость. Когда детей не хватает – это плохо. Но и когда их слишком много – тоже нехорошо. С жестким закреплением, к сожалению, этого было не избежать. Зато теперь в школах наполняемость будет относительно равномерной.
– А какие изменения ждут тех, кто в этом году хочет поступать в инновационное учреждение?
– По прикрепленным территориям никаких изменений. За гимназиями, лицеями и школами с углубленным изучением отдельных предметов сохранены маленькие участки – всего по одному кварталу. Это сделано для того, чтобы одаренные дети из других районов могли в них учиться.
Но вот к самому поступлению претендентам придется подготовиться. Дело в том, что с нынешнего года официально федеральным законодательством разрешен конкурс на профильные программы при условии, что министерство образования региона разработает и примет свой подзаконный акт, касающийся этого. В Иркутской области такой документ принят. А значит, в профильных классах будут проводить внутренний экзамен: тестирование или собеседование. Но коснется он только тех, кто проживает в других районах. Дети из квартала по микроучастку должны быть зачислены в любое инновационное учреждение без тестов.
– Но это ведь не значит, что все они смогут учиться по программе этого учреждения. В прошлом году были случаи с точностью до наоборот: родители, чей ребенок по микроучастку должен ходить в инновационную школу, не хотели его туда отправлять. А в обычную школу, находившуюся рядом, их не принимали из-за отсутствия мест.
– Бывало и такое. Но сейчас, благодаря новому распределению территорий, мы исключили эту проблему. Те родители, которые проживают на территориях, приписанных к инновационным учебным заведениям, но по разным причинам не хотят, чтобы их ребенок там учился, тоже имеют право выбора, закрепленное в положении. Например, дети из 189 квартала могут пойти как в лицей №2, так и в школу №36. А жители 76 квартала вправе отдать своих детей как в школу №10, так и в школу №24. И в том, и в другом учреждении их должны взять без проблем. Ведь территория закреплена по месту жительства.
– Какие еще нововведения есть в положении?
– Нововведением можно назвать распределение территорий не только по кварталам и микрорайонам, но и по улицам и даже домам. Это касается в первую очередь микрорайонов Байкальск, Старобайкальск, Северный и других. В том же Байкальске часть улиц расположена ближе к одной школе, часть – к другой. Постарались учесть все интересы. Тем не менее в первый же день к нам обратился недовольный мужчина. Его дом находится недалеко от школы №15, а в положении приписана другая школа. Увы, менять закон из-за одного человека никто не будет. Мы всем родителям советуем: не торопитесь. В обычных общеобразовательных школах (в том числе и в школе №15) к 1 июля всегда еще остаются места. Так что записывайтесь, и ваш ребенок будет там учиться.
– А если кто-то из директоров, к примеру, откажется записать ребенка из-за отсутствия мест?
– Такая ситуация, конечно, может быть. Но, повторюсь, только не с теми, кто записывается по месту жительства. В других ситуациях необходимо разбираться индивидуально. Но сразу даю совет родителям: никаких «со слов директора мест нет»! Существует форма обращения и официальный отказ. И только с ним можно обращаться в управление образования.
Если вы записываетесь в школу, отнесите заявление директору в двух экземплярах. Оба попросите заверить и завизировать. Письменная резолюция от директора на вашем заявлении может быть одна из двух: «принять в такой-то класс» или «отказать по причине отсутствия свободных мест». Если вас приняли – радуйтесь и учитесь. Если вам официально отказали, можете обращаться в управление образования. Конечно, сверх норматива вашего ребенка никто в класс не посадит. Но место в другом учреждении, которое вас устроит, подберут.
– Что еще вы посоветуете родителям в такой непростой период, как запись детей в школу?
– Во-первых, не паниковать. Времена, когда запись была страшным стрессом и люди каждый месяц отмечались в очередях и жгли костры на улице, прошли. Сегодня у меня была встреча с директором школы №10, он сказал, что за первый день записи у него даже один класс не набрался. Те люди, что живут в прикрепленном к школе 76 квартале, знают свои права. Они могут прийти с заявлением и документами в любой день до 1 июля и записать своего ребенка, потому что школа не имеет права отказать.
Во-вторых, ни в коем случае не расстраиваться. Способные дети, которым не удалось попасть в инновационную школу по месту жительства, могут спокойно поступить в нее, сдав внутреннее тестирование. В большинстве инновационных учебных заведений оно должно проводиться при поступлении в 5 класс. А, например, в школе №27 – в 2 класс (так как по углубленной программе дети учатся там со второго класса). Кстати, дети, пришедшие в такую школу по месту жительства, но не справившиеся с программой, могут быть переведены в общеобразовательную школу, тоже подходящую по микроучастку. Так что во главе инновационного обучения все же стоит не прописка, а знания.
– Где родители могут ознакомиться с постановлением?
– Оно размещено на нашем сайте: www.angarsk-edu.ru, а также на сайте администрации АМО: www.angarsk-adm.ru. К постановлению есть приложение, в котором расписаны все школы и закрепленные за ними территории. Ищите там свой квартал или микрорайон. Скорее всего, он будет указан в списках нескольких школ. Выбирайте – и идите записываться.