Ответ на этот вопрос дала муниципальная образовательная игра «Вторая мировая война. Города и люди», которая в минувшую пятницу прошла в Музее Победы. Проверить свои знания по теме «Военные события середины прошлого века» решились ученики восьми образовательных учреждений города – гимназии №8, школ №№5, 7, 19, 27, 29, 30 и 38. Ну а что же остальные?
«Конечно, в юбилейный год, когда все патриотические мероприятия проходят под знаком 70-летия Победы, хотелось бы видеть более высокий интерес к теме Великой Отечественной войны у школьников и их педагогов, – говорит организатор игры заведующая массовым отделом Музея Победы Ирина Лемзякова. – Еще в начале учебного года мы ознакомили администрации всех школ Ангарска с планом наших мероприятий, но приглашение к участию приняли немногие».
В итоге борьба за лидерство в интеллектуально-исторической викторине развернулась между девятью командами. Первый этап игры был посвящен основным фактам и событиям Второй мировой. Ребятам предложили выбрать правильный ответ на такие вопросы: сколько стран принимало участие во Второй мировой войне? На скольких континентах велись боевые действия в 1939-1945 годах? В какой театр военных действий входил СССР? План вторжения Германии в какую страну назывался «Морской лев»? Когда конгресс США принял закон об оказании помощи государствам, борющимся против фашизма, на основе принципа ленд-лиза? На территории какого государства был открыт второй фронт? Как называется кинофильм об исторической встрече советских и американских солдат?
Согласитесь, вопросы не из самых простых. Но большинство команд – участниц игры – дали на них правильные ответы. Лучше всех с заданиями всех трех этапов игры справились ребята из гимназии №8, они заняли 1 место, школы №38 – 2 место и школы №30 – 3 место.
«Несправедливо обвинять нынешних школьников в незнании исторических военных событий середины 20 века, – считает Ирина Александровна. – Наш опыт общения с подростками говорит об обратном – они неплохо ориентируются в фактическом материале, знают хронологию основных событий, уверенно называют даты главных битв. Однако чем больше лет отделяет нас от той войны, тем больше она обезличивается в памяти потомков».
В чем это проявляется? На игре многие участники не смогли назвать имена героев Второй мировой. Организаторы мероприятия включили в тест вопрос о Герое Советского Союза нашей землячке Марии Сукановой. В годы войны отважная девушка была санинструктором и принимала участие в самых кровопролитных боях с Японией. В ходе одного из сражений она вынесла из-под обстрела 50 раненых бойцов, попала в окружение и была взята в плен.
Японцы жестоко пытали ее, но Мария не выдала им нужных сведений и была казнена. Звание Героя Советского Союза комсомолке Сукановой присуждено посмертно. Ее фамилией названа одна из улиц Иркутска. Однако со временем имя бесстрашной девушки стерлось из памяти людей. В Музее Победы есть портрет Марии Сукановой, всем посетителям экскурсоводы непременно рассказывают историю ее подвига. Но для 60 ангарских школьников она стала известна только после образовательной игры.
История войны через судьбы ее участников – одна из особенностей патриотической викторины. Кроме школьников, в ней также принял участие ветеран ВОВ Сергей Николаевич Попов, которому старшеклассники задали немало вопросов о быте и сражениях бойцов Восточного фронта. И вот этот неподдельный интерес школьников к участнику войны сами организаторы считают одним из главных результатов образовательной игры.