Николай Стош обратился в редакцию, возмущенный ситуацией, в которой оказался его отец, первостроитель Ангарска Василий Стош. 27 января 86-летнему старику, который не выходит из дома, отключили домашний телефон – единственную связь с миром. Ни «скорую» вызвать, ни близким позвонить.
Дедушка, еле-еле передвигающийся по дому, смог рассказать о своей беде только на следующий день, когда его пришел проведать сын.
Возмущенный Николай Васильевич тут же поехал в «Ростелеком». Там ему сообщили – да, телефон отключен, потому что есть долг в размере 111 рублей. Получилось так, что в декабре пожилой мужчина наговорил больше, чем обычно. Но насколько, никто не знал. В результате, когда платеж в должной сумме не поступил, автомат просто отключил связь. Роботу все равно, кто находится на том конце провода, даже если это одиноко проживающий старик, которому телефон жизненно важен. Жалость в программу не заложена.
Не слишком жалеют стариков и кассиры. Причем во всех конторах. В ХХI веке, когда все платежи можно совершать не вставая со стула, бабушки и дедушки, часами стоящие около касс, вызывают у работников коммунальных служб не сочувствие, а явное раздражение.
Мы попытались выяснить, насколько тяжело старикам, не умеющим пользоваться компьютером, сотовым телефоном и другими благами цивилизации, совершать элементарные коммунальные платежи. И вот что в итоге получилось...
«Коммуналку» можно оплатить несколькими способами. Как удобными, так и абсолютно неудобными. Какие из них могут быть доступны старикам?
Оплата онлайн
Продвинутые держатели банковских карт могут заплатить за большинство услуг не выходя из дома – онлайн. Также в Интернете практически у всех коммунальных организаций есть сайты, зарегистрировавшись на которых, можно завести личный кабинет и, введя логин и пароль, узнать свою задолженность. Среди организаций, ведущих личные кабинеты клиентов, – «Ростелеком», «АЭХК-телеком», «Иркутскэнергосбыт», «Ангарский водоканал». Нет личных кабинетов, но есть информация о том, сколько нужно платить, на сайтах управляющих компаний и «Иркутскоблгаза». Так что, платя через Интернет, человек фактически одновременно делает и сверку.
Плюсы: время, проведенное в казенной организации, равно нулю. Минусы: комиссия и иногда задержка платежей.
Только вот, несмотря на удобство, старикам такой вариант абсолютно недоступен. Бесполезны и смс-сервисы, рассылающие информацию о задолженности. Например, подобным образом работает тот же «Ростелеком». Дедушки и бабушки, даже наученные звонить по сотовому, чаще всего не умеют, да и не могут (из-за плохого зрения) читать смс.
Оплата через терминал в банке
Второй вариант – оплата через терминалы банков. Плюсы: оплатить можно все – от телефона до взносов за капремонт. Также в терминале указаны суммы задолженности. Минусы: надо потратить время, чтобы добраться до терминала и, возможно, постоять в очереди из пары человек. Кроме того, как показывает практика, суммы в терминале не всегда точны и нуждаются в дополнительной сверке хотя бы раз в год.
Потраченное время, если человек платит по терминалу, в среднем от 10 минут до получаса. Без дороги. Старики, в принципе, могут воспользоваться терминалом, потому что в некоторых банках работают помощники. Но полностью «забить» всю квартплату помощнику проблематично, ведь в его услугах нуждаются и другие клиенты. Да и банк может находиться далеко от дома. Поэтому таким способом оплаты старики пользуются редко.
Оплата через кассы и пункты приёма платежей
Часть пенсионеров оплачивает коммунальные платежи в кассах Сбербанка, «Салвент», «Почты России» и управляющих компаний. Минус у всех этих организаций один – очереди. Самое комфортное ожидание – в банке. Там можно взять талончик и посидеть на мягком диванчике, что немаловажно для стариков. В управляющих компаниях, в «Салвенте» и на почте придется стоять. Минимум полчаса в очереди гарантированы каждому. Кроме того, кассы часто не обладают информацией по сумме платежей, то есть как минимум раз в год надо проводить сверку у поставщика услуг. Второй минус: в таких кассах принимают не все платежи. Так, многие ЖЭКи не берут платежи за капремонт, телефон и домофон. А «Салвент», в свою очередь, не принимает деньги, адресованные некоторым управляющим компаниям (тому же ЖЭУ-6). Поэтому чаще всего приходится стоять в двух очередях. И еще – кассы берут за свои услуги проценты.
Плюсы: ЖЭКи, кассы «Салвент» и почтовые отделения чаще всего расположены недалеко от дома, где проживает пожилой человек.
Оплата непосредственно у поставщика услуг
Сразу оговоримся: из молодежи этим способом практически никто не пользуется. Причина в главном минусе – огромном количестве потраченного времени. В «Ангарском водоканале» и «Иркутскэнергосбыте» можно просидеть в очереди несколько часов. Далеко не у каждого работающего человека есть столько времени. А вот пенсионеры этим ресурсом располагают. Поэтому предпочитают отсидеть в очереди, зато оплатить без комиссии и точно копейка в копейку (ведь сверка делается здесь же) – вот и плюсы такой формы оплаты.
Большинство стариков ходят лично платить и в «Ростелеком». Там пользователи повременных тарифов могут узнать, на какую сумму они наговорили в прошлом месяце, и оплатить задолженность по факту без комиссионных сборов.
•••
Имеет ли смысл учить стариков платить за услуги ЖКХ новыми способами? Кто-то уверен, что да. Ведь есть же курсы пользователей ПК для бабушек. И, возможно, уже лет через 10 большинство пожилых людей сможет платить за квартиру по Интернету. Помогают многим старикам и дети с внуками.
Идут пожилым людям навстречу и многие поставщики услуг. Например, «Ростелеком» обзванивает своих абонентов в начале месяца и сообщает сумму долга. А «АЭХК-телеком» не только несколько раз звонит, но еще и ежемесячно рассылает уведомления крупным шрифтом, который пожилые люди могут без труда прочитать. Шлет платежки и «Иркутскэнергосбыт». Правда, буквы в них микроскопические – старикам тяжело разглядеть написанное.
Могли бы повернуться лицом к пожилым потребителям и другие коммунальные службы. Да, рассылка уведомлений – статья убыточная. Но ведь люди платят за коммунальные услуги немалые деньги. И, согласитесь, каждый независимо от возраста имеет право на максимально удобный способ оплаты.