Сегодня управляющие компании не ругает только ленивый: мол, столько денег платим, а работы не видать. Самые энергичные берут инициативу в свои руки и пытаются разобраться в системах жизнеобеспечения дома и финансовых потоках самостоятельно. У многих это неплохо получается. Но ведь есть люди, которым это положено делать по долгу службы, – это управдомы, которые работают в жилищных компаниях. О нюансах своей работы нам рассказал Александр Морев, управдом ООО «Ангарская жилищная компания».
– Александр, а как становятся управдомом?
– В сфере жилищно-коммунального хозяйства я работаю уже 20 лет. На работу в ЖЭК пришел ради служебной квартиры простым слесарем-сантехником. Тогда мне исполнилось 19 лет и я только что окончил техникум по специальности «техник-механик лесозаготовительного оборудования». Оказалось, что перестроиться на работу сантехника совсем несложно, были бы руки на месте и голова на плечах. Вскоре пошел на повышение, стал мастером сантехнического участка, а потом освободилась должность управдома. Так как я всю эту «кухню» уже досконально знал изнутри, мне предложили попробовать, и я согласился. Сейчас под моим надзором находится пять домов.
– В чем заключается ваша работа?
– Жильцы почему-то чаще всего замечают внешнюю сторону: ремонт фасадов, игровые городки, организацию работы дворника и уборщицы, ремонты в подъездах. Конечно, это тоже немаловажно, но люди забывают про состояние чердаков и подвалов, теплового узла, системы водоснабжения, отопления и канализации. А ведь на поддержание всего этого хозяйства в работоспособном виде уходит немало времени и сил. Про это вспоминают только в случае аварий, и тогда управдом виноват – недоглядел.
– На управдома где-то учат?
– По большей части все эти знания добываются на практике. Вот, к примеру, на курсах «Управдом в каждый дом» излагают теорию, но не всегда ее можно с ходу применить. В Ангарске не найдешь двух одинаковых домов, поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. И еще в силу возраста или неподготовленности не все обучающиеся на этих курсах правильно понимают то, что им рассказывают, но я со всеми готов вести диалог – объяснять и показывать. Ведь когда люди интересуются своим домом, как и что в нем работает, – это очень хорошо. Многие вникают во все тонкости с целью организовать в недалеком будущем свое ТСЖ и ни от кого не зависеть. Таким гораздо легче объяснить, в каких работах по содержанию общего имущества этот дом нуждается и сколько на это нужно денег.
– И сколько на самом деле нужно денег, чтобы нормально обслуживать дом?
– В нашей компании самый высокий тариф на ремонт и содержание жилья составляет 11 рублей с квадратного метра. В эту сумму входят текущие ремонты подъездов и нормальная зарплата дворников и уборщиц, готовых за эти деньги мыть и убирать положенное по договору количество раз, а не от случая к случаю.
– Раньше детей пугали: будешь плохо учиться – пойдешь в дворники. А легко ли сейчас найти хорошего работника?
– С кадрами просто беда. Оплата их труда зависит от суммы, которую заложат в своем тарифе жильцы. И если хорошего сантехника еще можно найти – у них достаточно гибкий график, и они могут взять себе подработку в другом месте, – то тот же дворник должен махать метлой в одном и том же дворе. Сами понимаете, ответственного человека за небольшую сумму не «купишь». Вот и вынуждены дворники «разрываться» сразу на три дома, бывает, что от этого страдает и качество.
– На ваш взгляд «снизу» после стольких лет работы в системе ЖКХ, что в ней нужно менять в первую очередь?
– Жаль, что практически свернули программу софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Насколько она была хороша, люди поняли только сейчас, когда приходится платить за капремонт из своего кармана, и не 5% от сметы, как было раньше, а полностью.
Нужно ужесточать контроль за деятельностью жилищных компаний. Законы есть, а по факту никакой управы на них нет. С этим, например, столкнулись жильцы многоквартирных домов, которые приняли на общем собрании решение о переходе из одной управляющей компании в другую. Им просто не отдавали документы на дом, причем помочь не могли ни прокуратура, ни жилищная инспекция. Советовали решать этот вопрос через суд, а время-то идет. Люди не знали, кому, куда и сколько платить, их дома в это время оставались практически без обслуживания. Не выдавались документы для прописки, продажи квартиры – разве это законно?
– С 1 мая 2015 года вступит в силу новый закон по лицензированию жилищных компаний, который, по идее, должен помочь решить этот вопрос…
– Поживем – увидим. Лицензирование придумали для того, чтобы с рынка обслуживания жилья ушли нерадивые компании. Но с той же целью, например, в свое время была создана жилищная инспекция, а где результаты ее труда?
– А жильцы на вас когда-нибудь жаловались?
– Бывало. Считают, что мы самовольно завышаем плату за ремонт и содержание жилья. Приходится объяснять, какие конкретно работы на эти деньги будут выполнены. Бабушки часто не понимают, что советские времена кончились и управляющая компания будет делать только то, на что заложены деньги в тарифе.
– Во сколько заканчивается ваш рабочий день?
– Я всегда на связи (мой телефон есть у жильцов, которые могут позвонить мне в любой момент). На работу могут вызвать и в три часа ночи, если случилась авария. Бывает, ходим на собрания жильцов, которые обычно проходят в вечернее время. Я достаточно редко прихожу домой как положено, в пять часов вечера.
Алёна Зорина