Проблемы с теплосетями – из разряда вечных. Аварийные ситуации на наших изношенных системах теплоcнабжения случаются регулярно. Они, как правило, устраняются, но не всегда сразу: жителям приходится ждать, пока городские хозяйствующие структуры спишутся, обменяются запросами, согласуют очередность платежей. А вот владельцы нескольких частных домов по улице Садовой в микрорайоне Северном оказались на редкость нетерпеливыми. Или, может быть, работники ООО «АТСК», которое позиционирует себя здесь как управляющая компания, не слишком спешили решать проблему?
На общей тепловой сети, не принадлежащей ОАО «Иркутскэнерго», между жилыми домами №17 и №18 улицы Садовой с начала этого года произошло уже три аварии: 9 января, 2 февраля и 3 мая. К данному участку подключено 12 домов (№№15-26), жильцы которых жаловались на то, что после проведенных на местах порывов работ температура подаваемой в дома воды была всего 29 градусов, а в помещении температура воздуха достигала отметки в 12 градусов. Печи в здешних домах не предусмотрены. Надо сказать, что во всем, что касается теплоснабжения, жильцы этого участка улицы Садовой прекрасно разбираются: не заключив в свое время с АТСК договор управления (он есть только у двух домов из 12), они ремонтируют внутридомовые сети самостоятельно. По их словам, не хочется вдобавок ко всем платежам, угнетающим рядового ангарчанина, отдавать по 400 рублей в месяц за обслуживание, которого нет и для которого, если в нем возникнет надобность, все равно придется покупать все необходимое на свои деньги. Как это произошло при устранении порывов на теплосетях 10 января и 2 февраля, когда хомуты работникам теплосбытовой компании, прибывшим на место аварии, предоставили жители соседних домов. Тогда «теплотрасса была оставлена в работе с незначительной течью теплоносителя», но в мае ситуация ухудшилась. Сразу после окончания отопительного сезона, 17 мая, ООО «АТСК» выдало УТС «ТЭЦ-9» наряд на отключение аварийного участка в тепловой камере ТК-4, расположенной на пересечении улиц Мичурина и Садовой, – до устранения аварийной ситуации.
Оставшись не только без тепла, но и без воды, соседи решили не ждать «милостей от природы», а начать ремонт участка теплосети самостоятельно. Как известно, самой активной категорией граждан являются в нашем городе пенсионеры, они и составляют подавляющее большинство жильцов аварийной улицы. Их аргументы просты: «Лето пройдет быстро. От кого помощи ждать?». Тем более что ответ АТСК был однозначным: «Финансовых возможностей для выполнения работ по замене аварийного участка ООО «АТСК» не имеет... ООО «АТСК» готово начать оформление земляных работ и устранение аварийной ситуации в случае гарантии оплаты со стороны администрации города» (строки из письма от 17 мая 2010 года, подписанного Ольгой Ленц, директором ООО «АТСК»).
Жители Садовой стали собирать деньги на ремонт. Сначала скинулись по 14 тысяч со двора – у кого были. Одна из женщин жаловалась: «Получала бы тысяч сорок – разговаривать бы не стала: нужно – возьмите. А так – из 16 отдала 13, остальное на еду оставила. Всё – денег больше нет». К такому же итогу пришли они все, столкнувшись с тем, что каждая железяка и любая услуга стоят дорого: вентиль – 21 тысячу, услуги сварщика – 500 рублей за один стык. Когда время, за которое заплатили трактористу, раскапывавшему траншею, неожиданно закончилось на середине участка, жители Садовой продолжили копать вручную. При том, что здесь живет много инвалидов, передвигающихся с палочками. Махая лопатами, они шутили: «Как в войну окопы роем». По привычке они продолжают исправно платить АТСК за горячее водоснабжение и отопление.
Несмотря на огромное материальное и физическое напряжение, пенсионерам улицы Садовой удалось самостоятельно раскопать траншею и поменять трубы. В начале июля им стало известно, что ООО «АТСК» на свое обращение от 17 мая получило от главы города ответ, датированный 21 июня: «Работы по устранению указанной аварийной ситуации будут выполнены за счет резервного фонда администрации города Ангарска до 15.07.2010 г. В настоящее время ведется оформление необходимых документов для выделения бюджетных ассигнований». В это время жильцам оставалось только сварить уложенные в траншею трубы, покрыть их изоляцией-«скорлупой» и сровнять с землей этот самодельный окоп длиной в 70 метров. Казалось бы, цель достигнута: работы будут закончены силами специалистов. Но не тут-то было! Решение жильцов о самостоятельном проведении ремонта на теплосетях грозило обернуться против них. В очередной раз нашла подтверждение аксиома «Инициатива наказуема». Вот как об этом сказано в официальном ответе ООО «АТСК» на запрос нашей редакции: «Представители администрации выехали на место проведения работ, при общении с собственниками выяснилось, что они решили проводить ремонт самостоятельно. Предложения продолжить ремонтно-восстановительные работы по улице Садовой в ООО «АТСК» от администрации города не поступало». Но те же самые собственники уверяют, что к ним представители городской администрации не приезжали и, конечно, они бы не отказались от предложенной городом помощи. В АТСК нам пояснили, что после этой ситуации жильцы улицы Садовой снова обратились в администрацию Ангарска, и ремонтные работы, начатые ими, все-таки будут продолжены ООО «АТСК», получившим гарантию оплаты со стороны городской администрации.
«Северяне» надеются, что скоро на их улице снова появится водоснабжение, здесь смогут проезжать автомобили, а отремонтированная теплотрасса долго не даст о себе знать. Но кто возьмется подсчитать, во что обойдется им этот ремонт? Правда, с 17 мая и до момента подключения тепловой сети улицы Садовой к сетям ОАО «Иркутскэнерго» теплосбытовая компания снимет начисления за горячее водоснабжение с жильцов этого участка. Но за всё, что было сделано здесь до сих пор, жители заплатили из своих пенсий. Несмотря на то, что все товарные чеки ими сохранены, вряд ли кто-то вернет им деньги. За истраченные силы тем более никто не заплатит – на себя работали, по собственному желанию! Сейчас, когда работы на теплотрассе практически завершены, жители Садовой могут вздохнуть свободнее. Но надолго ли?