Пожалуй, нет в Ангарске человека, который хоть раз в жизни не был в Музее Победы. Величественная фигура Родины-матери, возвышающаяся в главном выставочном зале, знакома каждому. А вот имя автора этой знаменитой скульптуры известно далеко не всем. Накануне празднования 70-летия Победы ангарский скульптор Анатолий Осауленко рассказывает об истории ее создания.
Блистательная идея Пураса
1989 год. Строительство городского Музея боевой славы в 12а микрорайоне шло к концу. Богатейшей коллекции красных следопытов давно уже стало тесно в стенах Дворца пионеров. В результате 24 походов по местам сражений Великой Отечественной войны кружковцы Ивана Пураса собрали тысячи экспонатов. Благодаря личной инициативе Ивана Никитовича, поддержке общественности и градообразующих предприятий в городе, рожденном Победой, появился музей с уникальной военной экспозицией, аналогичного которому нет в Сибири. Идея создания скульптуры в помещении музея также принадлежит его директору Ивану Пурасу.
«Я хорошо помню наш первый разговор с Пурасом в этом музее, – говорит Анатолий Кузьмич. – Здесь тогда было пустынно и гулко. Мы стояли в главном зале. Иван Никитович показал мне кирпичную стену и попросил подумать, что здесь можно разместить. Он хотел видеть нечто такое, что придавало бы всему окружающему значимость и стало бы центром музея. Через некоторое время я представил ему эскизы скульптуры Родины-матери, которые потом изменял и дорабатывал. Знаю, что Пурас показывал их другим художникам и архитекторам, передавал мне их мнение. Работать под таким давлением было непросто, но Пурас для меня всегда был большим авторитетом, и даже его критика воспринималась без обид, как от старшего товарища. И он, и я знали войну отнюдь не понаслышке, а потому придавали особое значение созданию скульптурного образа израненного фашистами Отечества. Увидев эскиз Родины-матери со скорбно опущенной головой, Пурас утвердительно кивнул: «Начинай работать! Лепи!»
Обнажённая натура
Работа над созданием скульптуры продолжалась чуть больше трех месяцев. Причем трудился Анатолий Осауленко не в мастерской, а прямо в музее. В будущем выставочном зале были установлены строительные леса четырехметровой высоты, которые вели к кирпичной стене. Мало кто знает, что фигура Родины-матери выполнена не из бронзы, цвет которой имеет скульптура, а из... гипса.
«Согласно задумке, массивная фигура должна была выступать из стены, – говорит Анатолий Кузьмич. – Прикрепить металлическую фигуру такого размера к кирпичу было бы невозможно. Даже при работе с гипсом мне пришлось создать свою технологию крепежа. Один из секретов – пустотелость фигуры. Таким образом я уменьшил вес скульптуры. Если присмотреться, то можно увидеть линии стыка: работа состоит из четырех частей – гипсовых форм, которые при монтаже были соединены между собой».
Чтобы в процессе работы гипс не высыхал, скульптор каждый вечер старательно укутывал фигуру в полиэтилен. Однажды, придя утром в музей, Анатолий Осауленко нашел свою работу раскрытой. Кто-то сорвал с нее пленку. Оказалось, будущую скульптуру показывали тогдашнему главному художнику города Желтовскому, которому работа Осауленко не нравилась в эскизах. Достаточно резко он высказался и теперь, увидев ее в сыром гипсе. По словам Анатолия Кузьмича, после этого инцидента он вынужден был обратиться к руководителю отдела по культуре Ангарска Людмиле Сергеевой с просьбой оградить его в процессе работы от нападок «непрофессионалов».
Во время создания скульптурной фигуры в музее произошел еще один случай. Принимавший участие во всем, что касалось строительства и оформления Музея боевой славы, Иван Пурас однажды устроил скульптору Осауленко настоящую словесную взбучку. Увидев, что мастер вылепил обнаженную женскую фигуру в полный рост, Иван Никитович был вне себя от негодования. «Ты что мне тут голых баб развел! – кричал он на весь музей. – Здесь военные реликвии, дети будут ходить, а ты!..» На крик директора сбежались все, кто в это время был в здании. «Пурас был человеком военным, конкретным, но я смог донести до него свой замысел, – вспоминает Анатолий Кузьмич. – Это нынешние скульпторы лепят фигуры сразу в конечном виде, оттого часто можно наблюдать несуразность пропорций человеческих фигур и их одеяний. Это, мягко скажем, неграмотно. Прежде чем «одеть» скульптуру, фигуру героя надо выполнить в обнаженном виде. Только тогда складка одежды повторит локоть или колено, металлическая, каменная или гипсовая «ткань» обтянет грудь, присборится на поясе. Иначе достоверности не добиться! Так я и работал над созданием образа скорбящей женщины – символа нашей Родины. Пурас сказал мне: «Посмотрим» и ушел. В музее вновь стало тихо».
Её зовут Лидия
Высота скульпторы 3,5 метра, ширина – чуть больше метра. Ангарская Родина-мать – удивительная по художественности и содержанию скульптура. Не призывающая на подвиги, не суровая в бою с врагом – это мать, скорбящая по погибшим сыновьям, сильная духом женщина, несмирившаяся, но притихшая в минуту сильной боли. Одной рукой она удерживает падающий с плеч платок, в другой крепко сжимает пальмовую ветвь (символ воинской славы). И это переданное в скульптуре горестное молчание дорогого стоит.
На вопрос о поисках образа Анатолий Осауленко неожиданно отвечает: «В жизни нашел». Да-да, выполненная в гипсе скульптура имеет живой прототип. И свое имя – Лидия. «Я об этом никому не говорил. Может, и не спрашивали, – признается Анатолий Кузьмич. – А дело было так. Я раньше активно занимался портретной съемкой – снимал для себя и на заказ. Работая над эскизами музейной фигуры, долго думал над тем, каким должно быть лицо у скорбящей Родины. Перебирал свои фотографии и нашел! Хорошая знакомая Лидия Петровна. Она, кажется, тогда в ДК нефтехимиков работала, скорее всего, танцевала. Не знаю точно. И фамилию ее уже не помню, да она и сменила ее с тех пор – вышла замуж, сына родила (от авт. – позже нам удалось установить фамилию Лидии Петровны – Шихалева). Очень красивая женщина с четкими, строгими чертами лица. Я предложил ей выступить моделью для создания будущей скульптуры. С рисунка работать не люблю, мне нужен объем, все детали головы – поэтому решил лепить бюст, Лида позировала. Позже этот бюст я ей подарил. А в музее уже лепил голову по памяти, руки скульптора помнят такое».
Сейчас, по словам Анатолия Осауленко, женщина, послужившая моделью для создания потрясающей военно-патриотической скульптуры, живет в Иркутске. 9 Мая она всегда звонит мастеру – поздравляет его с праздником. Бывает ли она теперь в музее, символом которого для тысяч людей в Ангарске и за его пределами является ее лицо? Неизвестно.
«Вечная память павшим. Вечная слава живым»
Эти слова можно увидеть в Музее Победы по обе стороны скульптуры Родины-матери. Когда-то на их месте находились портреты погибших героев войны. По воспоминаниям Анатолия Осауленко, их выполнила по заказу Пураса ангарская художница Зоя Лукашова. Образ скорбящей женщины как нельзя лучше был вписан в эту галерею павших участников войны. В оформлении центральной музейной композиции принимал участие и художник Сергей Бусов. Черный фактурный фон (так называемая «шуба») для отливающей бронзой фигуры и металлическая рамка над скульптурой придали работе композиционную завершенность. «По реакции Ивана Никитовича я понял, что он доволен работой, – говорит Анатолий Кузьмич. – Ушли в прошлое все разногласия, сомнения, непонимание. После принятия Родины-матери началось размещение по этажам выставочных экспозиций».
Для посетителей Музей боевой славы открыл свои двери 1 сентября 1990 года. Каждый день сюда приходят десятки человек, приезжают экскурсионные группы из всех городов области и других регионов – за год около 40000 посетителей! И каждый из них, оказавшись у подножия скорбящей Родины-матери, на минуту замолкает в память о павших героях войны. С первых дней работы музея скульптура стала его неотъемлемой частью, его иконой, отдельным экспонатом знаменитой коллекции Пураса.
За свою работу скульптор Осауленко не получил никаких наград, грамот и премий – только оговоренный гонорар за полугодовой труд над эскизами и с гипсом. На постаменте нет даже таблички с его фамилией. Имя автора можно узнать только во время ознакомительной экскурсии по музею. Самое удивительное, что история создания Родины-матери никогда не становилась достоянием общественности. Впрочем, в ней еще рано ставить точку. В этом году в музее завершился капитальный ремонт, в план которого входила и реконструкция скульптуры. «Все работы проводились в щадящем режиме, – говорит директор Музея Победы Лариса Давыдова. – Рабочие подрядной организации прекрасно осознавали, с чем имеют дело. Фигура была выровнена, укреплена, перекрашена. К выбору краски (цвета, качества, назначения) мы подходили основательно, ведь было важно не нарушить предметной и художественной целостности скульптуры. Родина-мать вновь встречает посетителей музея во всей своей красе и величии».