В Пасху, 12 апреля, на сцене Дворца культуры «Нефтехимик» была показана рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» в постановке творческих коллективов дворца. Вокальная студия «Ретро», ансамбль «Элегия», цирковая студия «Шари-Вари» и ансамбль спортивного бального танца «Сюрприз» представили свою интерпретацию культового музыкального произведения. Режиссер постановки – художественный руководитель «Ретро» и «Элегии» Елена Лелюк.
«Иисус Христос – суперзвезда» – не единственный музыкальный спектакль Елены Петровны. Была еще рок-опера «Парфюмер» Игоря Демарина (премьера состоялась 23 ноября 2013 года), а потом – мюзикл «Было или не было» по мотивам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова (первый показ – 30 ноября 2014-го). Сегодня мы поговорим с режиссером-постановщиком этих спектаклей Еленой Лелюк.
– Елена Петровна, по нашим подсчетам, этот показ «Иисуса» стал пятым по счету. Юбилейным! Были ли какие-то изменения в постановке?
– Впервые зрители увидели фрагменты из готовившейся к постановке рок-оперы в феврале 2011 года на концерте, посвященном 15-летнему юбилею студии «Ретро». Конечно, с тех пор многое изменилось. Прежде всего, состав солистов. В студию пришли новые люди, произошли перемещения среди тех, кто уже играл в спектакле. Предпоследняя сцена с чиновниками, в которой они называют народ быдлом, появилась не сразу. Одна из несомненных удач этой постановки – роль Симона, которую исполнил Филипп Жуков. Она получилась яркой и убедительной, хотя для этого Филиппу пришлось немало потрудиться. Виктор Скачков из апостолов «дорос» до роли первосвященника Савла – и тоже исполнил ее блестяще. Вернулась после перерыва в творческой деятельности Анастасия Аксенова – и спела Магдалену. Примерил на себя плащ Пилата Сергей Шушарин. Артем Бочкарев, который ради роли Пилата пришел четыре года назад в коллектив, теперь сыграл Христа. На своих местах остались, пожалуй, только Дмитрий Лелюк, который с самого начала работы над оперой выступал в двух ролях – первосвященника Кайафы и царя Ирода, Сергей Борненко – фарисей Анна, и Сергей Игумнов, игравший Иуду.
По сути, спектакль пришлось восстанавливать. Но то, что получилось в результате, мне очень понравилось. Наши солисты выросли в вокальном и актерском отношении – три крупных постановки за плечами как-никак! И если прежде акцент волей-неволей смещался на Иуду, то теперь они выровнялись. За диалогами главных героев интересно было наблюдать. Эта рок-опера – самая драматичная, самая богатая по насыщенности характеров, здесь как минимум пятеро персонажей конфликтуют между собой. И они действительно конфликтовали.
Кроме того, на этот раз мы сыграли «Иисуса» в новом свете. В прямом смысле! Все предыдущие спектакли были показаны до капитального ремонта ДК, и у нас на сцене свет был неважнецкий. От этого артисты казались статичными. Теперь все было иначе, свет в спектакле играл наравне с актерами. Спасибо нашему режиссеру по свету Андрею Блудову – он сделал все, как мне хотелось.
– Многих ангарчан интересует, почему вы выбираете для своих постановок такие серьезные, драматичные, неординарные произведения.
– Хотите развлекаловки? Включите телевизор! Думаю, что у нас другое предназначение. Хочется будить сердца людей, сбрасывать скорлупу с душ – и со своих в том числе. Радует, что у нас есть возможность ставить спектакли, которые заставляют актеров и зрителей размышлять, читать, совершенствоваться. Нас в этом всегда поддерживают директор дворца культуры Татьяна Бачина, такие хорошие друзья, как артисты цирка «Шари-Вари» Татьяны Андреевой, – без них не обошлась еще ни одна наша постановка. И поэтому мы намного счастливее артистов профессиональных театров, где во главу угла все-таки ставится зарабатывание денег. А у нас – любознательность и энтузиазм. Поэтому и такая энергетика прет в зал во время наших спектаклей – мне об этом не раз говорили зрители.
– Выходит, что к вам приходят заниматься вокалом, а в итоге осваивают актерское мастерство?
– Просто так ко мне не приходят. Как правило, вокалисты появляются тогда, когда они мне нужны для воплощения нового замысла, даже если я сама еще об этом не догадываюсь. В 2010 году появился Сергей Игумнов – с желанием спеть речитатив Иуды из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Из этого родилась наша постановка. Так было почти с каждым. И количество учеников растет с каждым годом. Мне интересно, как они будут реализовываться после того, как получили вокальные навыки. Это сейчас они понимают, что такое кайф творчества. А поначалу актерское мастерство было на уровне «подошел к кулисе, поднял руку». Я стараюсь воспитывать не вокалистов, а людей. Артист – это не только голос, это голос плюс то, о чем поешь. Каждый жест – продолжение музыкальной фразы. На сцене нужно работать головой и душой. Значит, они не должны быть пустыми. Никогда человек со спящей душой и сознанием не сможет сыграть то, что играют наши артисты. Но такие к нам и не приходят, а если случайно попадают, то не задерживаются.
– Уже сейчас ваши коллективы готовятся к работе над новым музыкальным спектаклем. Приоткроете для наших читателей завесу тайны?
– Проектов у нас много. Осенью этого года планируем показать новую музыкальную постановку. Уже начали работу над ней – это будет спектакль по мотивам романа Виктора Гюго «Человек, который смеется».
– Да, простых путей вы действительно избегаете.
Беседовала Олеся Павлюченко