На прошлой неделе в зале ДК нефтехимиков прошло собрание общественности, на котором о своей работе отчитался Сергей Кокоянин, руководитель «Ангарского объединения потребителей». Два года организация оказывает юридическую помощь горожанам, помогает отстаивать им свою правоту в суде, решать споры с коммунальщиками. Отчет о работе, а речь шла в основном о проблемах ЖКХ в Ангарске, само собой, плавно перешел в диалог о том, каким образом населению бороться с этой напастью, именуемой ЖКХ. Эту аббревиатуру, по словам одного из выступавших, нужно расшифровывать правильно – жилищно-коммунальный хаос.
В Ангарске этот хаос начался еще с 2002 года, в его заложниках оказалось все население города, которое местная власть, как приписных крестьян, передало управляющим компаниям. Без положенного по закону конкурса, без заключенного каждым собственником договора на обслуживание. В учредителях ангарских управляющих компаний стоят одни и те же лица, именно в их карманы стекаются баснословные барыши, изначально заложенные в тарифы. Тарифы завысили не сейчас, это произошло много лет назад, и отказаться от этих сливок теневые кукловоды не в силах. Для них собственники жилья по определению не могут быть равноправными партнерами. Этим и объясняется нежелание управляющих компаний отчитаться о расходах, обосновать тарифы, отказаться от приписок. Народ у нас терпит долго. И причина роста возмущения, в первую очередь, даже не в деньгах, а в этой самой непрозрачности и ущемлении чувства собственного достоинства: люди хотят знать, на что идут средства, собранные в качестве квартплаты.
Только обличать финансовую нечистоплотность ныне действующих управляющих компаний бесперспективно. Да и порядком надоело. В этом собравшиеся в зале солидарны: нужно искать выход из тупика, иначе проблема будет вечной. А выход один – в разрушении монополии. Нужно самим создавать управляющие компании, которые будут работать с населением иначе – на условиях партнерства. Не перед фактом ставить, а договариваться, предлагать тот перечень услуг и по тем ценам, которые устроят людей. Тарифов может быть несколько, условно от 7 до 10 руб. за квадратный метр площади, в зависимости от перечня услуг, который определит общее собрание жильцов. Этот перечень не может быть ниже обязательного минимума, определенного соответствующими нормативными документами. На ангарский рынок ЖКХ пришли две новые компании. Одна из них – «Ангарский управдом» – предлагает методику, которая хорошо себя зарекомендовала во многих российских городах (Сыктывкар, Екатеринбург, Санкт-Петербург и т.д.). Авторы всероссийской программы «Управдом» – группа специалистов из Минрегионразвития – уже приглашены в Ангарск для курирования процесса. Вторая компания – «Организа-ция жилищно-коммунального обслуживания» (ОЖКО). Это новые компании с принципиально новым партнерским подходом к населению. Почему на вооружение взят именно «Управдом»? Это антикризисная программа, она приемлема для разных регионов – и доноров, и территорий дотационного уровня. Результаты от ее внедрения уже есть – расходы населения на услуги ЖКХ серьезно сократились. Теперь у ангарчан есть выбор. Сидеть и ждать у моря погоды бессмысленно – на этом сходились многие присутствовавшие в зале. За свое право жить по-человечески нужно бороться. Это не просто. Своей историей поделилась ангарчанка Галина Алиева, которая рискнула создать из бывшего общежития в 17 микрорайоне ТСЖ «Сириус». Козни управляющей компании, которая в течение нескольких лет собирала квартплату, практически ничего не делая для сохранения дома, и чиновников администрации, препятствующих работе созданного ТСЖ, достойны сюжета детективной повести. Из опыта хождения по чиновникам Галина Алиева вынесла следующее: «Управляющие компании и администрация города действуют заодно, и их интересы диаметрально противоположны интересам собственников. Цель УК – получить при обслуживании жилого фонда как можно больше прибыли при минимальных затратах».
И еще об одном выступлении. Игорь Витушкин, инженер-теплотехник, поднял тему нормативов потребления коммунальных услуг. Есть Постановление Правитель-ства РФ от 23 мая 2006 г. №306. В Ангарске оно не выполняется. Еще в марте 2004 г. мэр Евгений Канухин подписал постановление №553, в котором без всяких объяснений увеличил норматив на отопление на 27 процентов. Вопреки законам физики. С этого дня началось ограбление ангарчан. За 6 лет эта сумма составила более 500 млн руб. Та же ситуация и с нормативом потребления горячей воды. Не в состоянии человек потребить в сутки 167 литров! Это готовы подтвердить граждане, установившие в своих квартирах приборы учета. Экономия у них фантастическая. А вот общедомовой прибор, учитывающий потребление тепла, ставить на каждый дом ни к чему. Достаточно оснастить таким счетчиком по одному дому от каждой серии. Вывод – счетчики на горячую и холодную воду ставить нужно.
И еще один нонсенс. Оплата за очистку сточных вод – на самом деле нет такой коммунальной услуги. В правилах пользования системами канализации говорится, что водоотведение автоматически подразумевает передачу сточных вод на очистку. Но кто же откажется от халявного пирога!
Было еще несколько выступлений. О том, что жилье стареет, капремонт в домах не проводился с момента их ввода в эксплуатацию, собственникам жилья такие расходы не осилить. В общем, проблемы серьезные. В одиночку каждый из нас их не решит. Нужно объединяться и действовать.