Предпремьерный прогон спектакля «Рубеж» по одноименной пьесе Александра Пудина, а проще говоря, открытую для зрителей репетицию показал в последний день апреля театр «Факел».
В преддверии 9 Мая этот единственный в городе заслуженный коллектив народного творчества подготовил постановку не о боевых подвигах советских солдат, а о тыловой реальности, дав еще один портрет оборотной стороны войны.
И лицо у окопной правды оказалось женское. Художественный руководитель и режиссер театра заслуженный работник культуры России Александр Кононов сразу отметил, что это женский спектакль. В коллективе нет недостатка мужчин-актеров, и в спектакле есть мужские роли, но выпукло, на первом плане перед зрителями представлены женщины.
Они не могут не привлекать внимания, хотя ни одного яркого оттенка в них нет. Фигуры спрятаны в серые мешковатые балахоны, волосы скрыты под темными бесформенными платками, на лицах отсутствует косметика. С лопатами, кирками, кувалдами, пилами в руках им не до красоты и женственности. Декорации как фон черно-белой фотографии военного времени. Все краски сосредоточены в лицах, искаженных неженскими усилиями.
В основе драмы – реальные факты осени-зимы 1941 года. Александр Пудин собирал материал по крупицам, черпал из рассказов очевидцев, архивных документов. История о том, как жены, матери, сестры и дочери солдат ценой неимоверных усилий в мороз возводят оборонительный рубеж за 600 верст от Москвы, на территории Мордовии, вскрывает все тыловые язвы, срывая маски со всех действующих лиц.
На фоне самоуправства рубежного «начальства» женщины выступают праведницами. И автор настаивает именно на таком прочтении образов. Они, которые могут пожалеть фашистского солдата, а потом осудить себя за это на смерть, махать кайлой до последнего срока родин, обрушить блиндаж на ненавистное «начальство», «лопатой себя распинают». Для них душа и Богородица «реальнее, чем война». Это их за кражу нескольких колосков с колхозного поля отправляли в лагеря, ими тешился тыловой «старший и высший комсостав», на них держался фронт.
Открытый финал дает возможность погадать о судьбе «бабальона». Скорее всего, она печальна – гибель под завалом Михал Силыча им с рук не сойдет. Однако крик рожденного на рубеже ребенка внушает некоторую надежду на будущее.
Актеры «Факела» существуют в этих образах очень убедительно. Хотя Александру Кононову понравилось далеко не все. Формат открытой репетиции давал определенную свободу как зрителям, так и режиссеру. Он подгонял актеров репликами: «Реакции не пропускайте!», «Ловите амплитуду!», «Цепляйте диалог, цепляйте!». А заодно оценивал и зрительскую реакцию на то, что происходит на сцене. По словам Александра Ивановича, осталось окончательно отстроить спектакль, и тогда «Факел» пригласит ангарчан побывать на своем «Рубеже». Следите за афишей!