С 26 мая в Художественном центре города Ангарска начала работать необычная выставка. Она удивила даже видавших виды сотрудников центра – никто не ожидал, что полотна красноярского художника Александра Сурикова окажутся такими... детскими. Зато вернисаж прямо-таки напрашивался быть посвященным Дню защиты детей.
В отличие от другого красноярского Сурикова, известного своими масштабными историческими полотнами («Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Утро стрелецкой казни» и другими), наш современник Александр Суриков работает в примитивистском стиле. По словам его друга и однокурсника, ангарского художника Сергея Атавина, представлявшего экспозицию публике вместо автора, так в нашем городе никто не пишет. Мало того, таких художников во всей Сибири днем с огнем не сыщешь.
– Это не примитивизм чистой воды, как у Пабло Пикассо или Марка Шагала, – рассказал Сергей Атавин, – в академическом смысле это люди самодеятельные, которые специально рисовать не учились. А Саша – человек глубоко профессиональный. Он отталкивается в большeй степени от наивного взгляда на мир. Чтобы что-то выразить, художник должен очень многое уметь. Он просто стал отказываться от лишнего, стараться очистить свое творчество от академического, профессионального взгляда, упростить его, доведя до непосредственной чистой эмоции. Становление стиля Александра Сурикова происходило на моих глазах – наработка, поиски, источники, увлечение наивистами и цветовиками XX века. И в то же время видно, что это наше, сибирское, не европейское искусство, есть в нем что-то такое почвенническое. У него много «самородства», Сашин почерк ни с каким другим не спутаешь. Сегодня на стенах Художественного центра мы видим тридцать зрелых, отточенных вещей.
Выставка получилась позитивная, яркая. Каждого своего зрителя она заставляет возвращаться в детство, когда коты в сапогах встречались на каждой улице, один дом оказывался ниже другого или располагался под немыслимым, казалось бы, углом к остальным, а винт самолета удерживала тонкая проволока. Чудеса, которые в детстве казались вполне реальными и которые мы отражали в каждом своем рисунке. Вещи, простые и понятные любому ребенку.
Но это не значит, что на выставку работ Александра Сурикова, которая будет работать в течение месяца, должны приходить только маленькие зрители. Может быть, еще больше, чем дети, в ней нуждаемся мы, взрослые. А вернее, те дети, которые живут в каждом из нас и тоже очень нуждаются в нашем внимании.