День, который нужно бы праздновать всей страной, в Ангарске прошел спокойно. Даже слишком. А ведь день рождения Александра Пушкина был объявлен национальным праздником – Днем русской словесности! Именно он стоит у истоков современного русского языка – красивого, богатого, точного, выразительного и простого. У Александра Сергеевича приняли эстафету Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов – создатели нашей великой литературы.
А как мы отреагировали на то, что со дня рождения «солнца русской поэзии» прошло 216 лет? Несколько камерных библиотечных мероприятий. Да громкое выступление артистов народного театра «Факел».
Театр не случайно получил звание заслуженного коллектива народного творчества! В День русской словесности актеры пригласили ангарчан к себе, чтобы вместе почитать стихи. Но не со сцены, а с крыльца – и в микрофон, чтобы и в близлежащих дворах были слышны бессмертные строки!
Жаль, что на выезде из города, рядом с помещением детской художественной школы №2, где сейчас живет театр, прохожих не так много. И все же аудитория заметно разрослась, пока актеры и даже некоторые зрители читали стихи, а дети, которых на празднике было немало, рисовали на асфальте иллюстрации к сказкам Пушкина. Все участники конкурсов получили в подарок книги (опять же – с произведениями Александра Сергеевича) и сладкие призы.
Но как обойтись без собственно театра, к созданию которого в России великий поэт тоже имеет отношение? Руководитель и режиссер театра «Факел» заслуженный работник культуры РФ Александр Кононов скромно назвал представление, продолжившее праздничный вечер, перформансом, хотя «Маленькие трагедии» Пушкина уже не первый год значатся в репертуаре.
Драматические сцены, сочиненные Александром Сергеевичем, впервые игрались на новом месте, в просторном помещении – этим был обусловлен новый способ их подачи. Шесть сценических площадок потребовалось актерам, чтобы сыграть «Скупого рыцаря» (кстати, Александр Кононов блестяще сыграл заглавную роль), «Каменного гостя» и «Пир во время чумы». Зрители послушно передвигались вслед за актерами, вставали, садились, тоже осваивая новые пространства. Вопреки ожиданиям, это не помешало цельному восприятию постановки – напротив, добавило ему свежести и остроты.
Осовременил Александр Иванович и действие. Так, в «Пире во время чумы» на беснующихся собутыльниках появились бейсболки, а в реквизит попал сотовый телефон, ставший для нас привычным способом ухода от проблем действительности в виртуальную реальность. И все это прекрасно вписалось в универсальную провидческую художественную модель, выстроенную Пушкиным.
Сейчас, когда явлением культуры называют любое коммерческое шоу, не каждый может позволить себе оставаться по-настоящему культурным человеком. Театр «Факел» остается верным истинной культуре, которая неразрывно связана с великой русской словесностью. Поэтому 6 июня здесь в полный голос звучал Пушкин.