Наверное, среди ангарчан нет человека, который бы никогда в жизни не был в Музее часов, единственном в своем роде в России, не был знаком с его знаменитой коллекцией и не знает удивительную историю основателя коллекции Павла Курдюкова. Уникальны не только сами часы и здание музея на улице Карла Маркса, которое уже давно стало визитной карточкой города, но и люди, бережно хранящие и преумножающие бесценную коллекцию. У нашего музея и хранитель времени особенный (при этом слове почему-то сразу возникает образ мудрого старца-волшебника, одного из героев «Гарри Поттера») – молодая, миловидная, хрупкая женщина Баирма Бартанова. Сегодня мы попросили рассказать ее о «закромах» музейного фонда и показать нам святая святых Музея часов, куда простым посетителям вход закрыт, – хранилище.
Часть 1. Сокровище на полке
– Баирма Владимировна, первый вопрос будет о вашем профессиональном пути в музей. Когда вы заняли должность главного хранителя?
– Это произошло в 2013 году. Меня пригласила на должность хранителя прежний директор музея Нины Крылова. До этого, после окончания Института культуры, я работала в Музее Победы, затем был перерыв, за которым и последовал мой приход в Ангарский городской музей. Возможно, все это не случайно. Часы, предметы искусства всегда представляли для меня большой интерес. Помню, еще в школьные годы, сидя на уроках, я часто смотрела на свои первые наручные часы и думала: «Почему они называются «Заря»? И что означает надпись «17 камней»? Став хранителем в музее, я для себя нашла ответы на эти и многие другие вопросы. Работать с часами и людьми, умеющими ценить время во всех смыслах слова, очень интересно! Профессиональные задачи хранителя включают в себя хранение, преумножение и популяризацию музейной коллекции.
– А сколько предметов искусства насчитывает фонд музея?
– Согласно данным учета на 1 января этого года, хранилище нашего фонда содержит 7790 экземпляров: предметы истории техники (так правильно называются музейные часы – их всего 1548), предметы естественно-научной коллекции (минералы – 1677), художественные работы (живопись – 308, графика – 651), предметы декоративно-прикладного творчества (300 работ, выполненных в разных техниках и из разных материалов). В музее существует многоступенчатая система учета, которая помогает отслеживать количество хранимых и выставляемых экземпляров коллекции.
– Сколько часов находится в постоянной выставочной коллекции «У каждого времени свои часы» – той, что ангарчане и гости города видят, приходя в музей?
– В настоящее время выставлено чуть более 500 экземпляров. В запасники никогда не убирается коллекция простейших часов, личная коллекция Павла Курдюкова, собрание старинных часов Франции, Германии, Англии, космические часы. Конечно, всегда на своем месте наша несравненная «Афина Паллада» – эти часы давно уже стали символом ангарского музея. Движение часов из выставочных залов в хранилище и обратно фиксируется в топографической описи.
– Выходит, что в выставочных залах музея можно увидеть только треть общей коллекции. А где хранятся остальные часы?
– В моем кабинете! Не видно? Ну вот, на стенах 20 хронометров, а остальные – в шкафах. 1000 часов – больших и маленьких, настенных, настольных, напольных, каминных, каретных, карманных, ручных... Каждый экземпляр имеет инвентаризационный номер. Раз в три года вся коллекция пересчитывается, экспонаты осматриваются, оценивается их техническое состояние. Очень важно сохранить в целости весь фонд независимо от материальной, художественной и исторической ценности каждого экземпляра. Стараемся поддерживать нужную температуру и влажность в помещениях – эти показания можно увидеть на размещенном здесь термогигрометре. Живописные работы и минералы, которые не вошли в основную выставочную коллекцию, находятся в хранилище на ул. Глинки, 25.
Многие экземпляры, размещенные на полках, достойны внимания. Они не выставляются чаще всего по причине не очень хорошего состояния, но после реставрации могут занять достойное место в выставочных залах музея. В каждом шкафу можно увидеть настоящее сокровище, которое ждет своего звездного часа, чтобы засиять в полной красе и восхитить ценителей искусства.
– Баирма Владимировна, где вы находите новые экземпляры для пополнения коллекции Музея часов?
– Этот вопрос встал передо мной очень остро с первых же дней работы в музее. Первая мысль, которая пришла на ум, – обратиться в антикварные лавки и к реставраторам. Что касается последних, то у нас в регионе их не так много. Ну а тех, кто имеет право (то есть лицензию на ведение такой деятельности) работать с особо ценными экземплярами, вообще единицы. В Ангарске – ни одного! Раньше в областном центре была сертифицированная реставрационная часовая мастерская, которая обслуживала не только Восточную Сибирь, но и Дальний Восток. В годы перестройки ее закрыли. Теперь мы сотрудничаем с реставратором иркутского Музея декабристов Юрием Вороновым. Благодаря Юрию Евгеньевичу многие старинные часы нашего музея приведены в порядок. Мастер работает над деревянными рамами часов, которые часто сами по себе представляют высокую художественную ценность.
– А что интересного удалось найти в антикварных лавках?
– Здесь нужно непременно упомянуть имя иркутянина Сергея Хромова. Он бизнесмен, имеет свою антикварную лавку, в прошлом – учитель истории. Человек интеллигентный, образованный, знающий толк в произведениях искусства. В его коллекции мы нашли немало действительно ценных экземпляров часов – очень красивый каминный набор – Франция, XIX век, каминные часы фирмы «Юнгенс», двое настенных часов «Рыбачка» и «Богиня удачи». Это все наши приобретения прошлого года. Ангарскому музею Сергей Хромов продал эти часы с большой скидкой.
– В деле пополнения музейной коллекции Интернет в помощь?
– Интернет хорош для сбора необходимой информации. Там можно увидеть и узнать о таких экпонатах, которых никогда не найдешь в магазинах и у коллекционеров нашего региона. Но эти часы для нас скорее цель, к которой надо стремиться. Приобретать что-либо в Интернете для музея мы не решаемся – слишком велик риск нарваться на подделку! Нам часто по электронной почте присылают фото часов, предлагающихся для продажи. Однажды мы назначили встречу частному коллекционеру, он привез свои часы. Представленное очень сильно отличалось от заявленного в Интернете. Ну и далеко не все часы представляли ту эпоху, о которой говорил владелец. Хорошая копия – не более того! Такие вещи не для музея нашего уровня.
– А у ангарчан имеются ценные часовые редкости?
– Несомненно! Люди иногда приносят к нам удивительные экземпляры старинных или необычных часов. На специальной закупочной комиссии принимается решение о необходимости приобретения таких экземпляров и стоимости изделий. Сразу скажу, покупаем далеко не все. Только то, что действительно представляет художественную, историческую или техническую ценность и чего в музейной коллекции еще нет.
– В должностные обязанности главного хранителя музея входит популяризация коллекций. Как вы проводите эту работу?
– В первую очередь это тематические выставки. Ежегодно в Музее часов, Музее минералов и выставочном зале проводятся около 40 разных выставок. Мы не только показываем интересные экземпляры из музейного фонда, но и привлекаем к участию другие музеи и частных лиц. Также много внимания уделяется исследовательной работе – практически за каждыми часами стоит интересная история и люди. Нам важно знать, кто и как создавал эти часы, кто был их владельцем и каким образом они оказались в музее. Иногда удается раскопать просто удивительные подробности! Та же Афина проделала долгий путь из Польши в Забайкалье вместе с ссыльным дворянином Бобровским, а спустя век часовых дел мастер Павел Курдюков привез ее из Читы в Ангарск. О мастере, создавшем это произведение искусства, удалось найти информацию только несколько лет назад. Оказалось, что первоначально сотрудники музея немного состарили красавицу Афину, добавив ей 50 лет. На самом деле дата создания этой работы относится не к началу, а ко второй половине XIX века...
P.S. В следующем номере будет опубликована вторая часть интервью с Баирмой Бартановой «Легенды времени».
Продолжение следует