Пока их только 99. Но в следующий вторник, 28 июля, станет ровно сто. Сто листочков, на каждом из которых – краткая запись: имя автора, название спектакля, дата премьеры, роль.
Татьяна Шляпнева – старейшая актриса народного театра «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик». В этом году она отметит сразу два юбилея – 50 лет на сцене театра и сто сыгранных за это время ролей.
Наверное, трудно было бы подсчитать их без записной книжки. Той самой, с исписанными листочками. Я таких до сих пор и не видела – в металлической обложке, c миниатюрной ручкой и в специальной плоской коробочке. Это подарок любимого режиссера Татьяны Сергеевны – Леонида Беспрозванного.
Видно, что вещь береженая: за столько лет в ручке не закончились чернила, – ведь найти такой тонкий и короткий стержень наверняка непросто. А вот листочки в книжке удерживать уже трудно, но тут на помощь приходит коробка, не дает им потеряться. Ай да подарок сделал Леонид Владимирович! Вот уж действительно памятный.
Однако Татьяне Сергеевне на память жаловаться грех. Она и без записной книжки может рассказать о сыгранных в «Чудаке» ролях. А для наглядности, рассказывая, листает фотоальбомы, где рядом со старыми, еще черно-белыми фотографиями, - программки спектаклей. Такие рукотворные альбомы в «Чудаке» раньше дарили актерам на юбилеи.
Татьяна Сергеевна, как вы пришли в «Чудак»?
– «Чудак» не первый театр в моей жизни. Я родилась в Ярославской области, в 250 километрах от Москвы. Училась в Ярославском химико-механическом техникуме на отделении «Технология переработки нефти и газа» и играла в народном театре областного Дома учителя. За три года ролей у меня там набралось порядком. Но с теми, что потом сыграла в «Чудаке», я их не складываю. В Ангарск приехала сначала на практику: работала на НПЗ и училась – мне тогда еще 16 лет не было. После защиты диплома осталась в заводской лаборатории. Ангарск был тогда городом романтиков – молодым и прекрасным, совсем как мы. Впервые посмотрела спектакль театра, который располагался тогда на первом этаже Дворца культуры нефтехимиков и не был еще «Чудаком», в 1963 году. А летом 1965-го увидела объявление о наборе в народный театр нефтехимиков. Пришла записываться 28 июля.
Вас с вашим сценическим опытом, наверное, приняли в театр с радостью?
– Это особая история. Было последнее воскресенье июля, День военно-морского флота. Желающих стать артистами принимали двое мужчин в тельняшках. Понятно, что без шуток и розыгрышей не обошлось. Но ничего, записали меня в театр. Леонид Владимирович тогда уезжал на сессию. Он был художественным руководителем ДК и ставил спектакли параллельно с возглавлявшим театр Либердовским, который, когда я пришла, репетировал с актерами спектакль «От имени любви». Мне пьеса эта совсем не понравилась. Но в середине сентября Леонид Беспрозванный вернулся, стал прослушивать новичков. Я прочитала очень нравившееся мне стихотворение Сергея Острового «Уходит жизнь, ты этому не верь...» из журнала «Юность», чем, кажется, обратила на себя его внимание.
И какой была ваша первая роль в «Чудаке»?
– В спектакле «Гусиное перо» об учениках и учителях, «многонаселенном», со школьниками, которых Леонид Владимирович приглашал специально для массовки, я играла Таню Донченко. Правильную ученицу, которая не боится сказать в лицо директору школы: «Ослу, чтобы он двигался в нужном направлении, перед мордой вешают морковку, а человек в этом не нуждается». Мы возили его в охлопковский драмтеатр. О нем много писали в газетах, хотели даже запретить постановку – не принято было тогда выставлять напоказ больные места школы.
А какую или какие свои роли вы назвали бы самыми запомнившимися?
– Одна из таких ролей была в спектакле «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова – она легла в основу сценария знаменитого фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Эту постановку мы возили сначала в Читу, на всероссийский смотр, а оттуда, став лауреатами, поехали в Москву, где в ДК железнодорожников нашу работу смотрел сам автор. Фестиваль был приурочен к 60-й годовщине советской власти. Еще один удивительный спектакль – «Игрок» по Достоевскому. Премьера состоялась (заглядывает в записную книжку – М. О.) 2 марта 1996 года. Я была Бабуленькой – у Марка Захарова эту роль исполняла Инна Чурикова. Спектакль играли прямо в фойе театральной части дворца, перекрывали движение. «Игрок» стал моим бенефисом к 50-летнему юбилею. Еще Марья Александровна Москалева в «Дядюшкином сне» – тоже по Достоевскому. И другие.
Одну из самых необычных ваших ролей могу назвать сама – это Захар из моего любимого спектакля «Обломов. Ds: totus», блистательный результат смелого эксперимента, которого не испугались ни вы, ни режиссер Александр Говорин. Захар был в вашей театральной карьере 99-м. А чем необычна ваша сотая роль?
– Она неюбилейная, небенефисная и отнюдь не праздничная. Но я очень благодарна Саше за то, что он доверил мне именно ее. Сейчас в «Чудаке» идут последние репетиции нашего нового спектакля «Оскар» по прозе французского писателя Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама». Премьера состоится 28 июля. Я исполняю роль сварливой разносчицы пиццы, которая неожиданно для самой себя становится волонтером в госпитале – сиделкой умирающего от лейкемии десятилетнего мальчика Оскара. Она предлагает ему считать каждый из оставшихся ему двенадцати дней жизни за десять лет. Так он проживает целую жизнь. Впечатлениями, тревогами и радостями этой жизни Оскар делится с Богом в письмах, которые Роз отправляет на воздушном шарике в небо. Моноспектакль по этим «14 письмам к Богу» играет Алиса Фрейндлих. В нашей постановке заняты пять актеров – так придумал Саша. И все мы читаем эти письма. Материал сложный. Неизвестно, как он будет воспринят зрителями, которые не любят, чтобы им в театре причиняли боль. Галина Плучек как-то сказала, что театр никогда не был развлечением, он напрягает человеческую душу, заставляет ее разворачиваться. И я считаю, что спектакли, которые заставляют думать и даже плакать, просто необходимы. В этом наш режиссер следует традициям, заложенным Леонидом Беспрозванным, который всегда умел найти волнующую, заставляющую задуматься, говорящую о главном пьесу.
Татьяна Сергеевна, 50 лет в театре – не шутка. Чем он стал для вас?
– Театр для меня – огромное счастье. Кто-то назвал его «прекрасной окаянностью» – и этим все сказано. Здесь все как в жизни, как в семье. Он меняется с годами, но остается родным. Я пришла в «Чудак», когда он гремел на весь город, когда здесь играли маститые актеры. Потом настало время экспериментов, в которые мы вслед за Леонидом Владимировичем окунулись с головой. За полвека в «Чудаке» сменилось несколько поколений актеров, родилась и прожила 20 лет агитбригада «Синяя птица», к которой Беспрозванного «чудаки» сначала жутко ревновали. Было время, когда каждую субботу и воскресенье в «Чудаке» шел спектакль, как в профессиональном репертуарном театре (13-15 готовых работ это позволяли). Вместе со страной мы тяжко переживали 90-е, разучивая пьесы на одного-двух человек. Потом Леонид Беспрозванный и Михаил Бачин придумали наш прекрасный фестиваль «Театральная осень на Байкале», который познакомил нас с замечательными людьми и продолжает дарить нам встречи со старыми и новыми друзьями. После того, как Леонид Владимирович передал «Чудак» своему ученику Александру Говорину, в театре наступила новая эпоха. С новыми постановками, ролями, молодыми актерами. Но и мы – старожилы – еще на многое годимся!
Не сомневаюсь. Думаю, что вы еще и фору молодежи дадите, при вашем-то сценическом опыте и духовном богатстве. С юбилеем, Татьяна Сергеевна!